В общем, в Финляндии все лучше: таблетки для посудомоечных машин, стиральные порошки, чай и молочные продукты. Журнал "Город 812" решил выяснить, в чем секрет финского качества, и есть ли он вообще. Ответы на эти вопросы помогал искать петербургский центр сертификации Тест-С.
Проверка Fairy
Производители финского и российского Fairy имеют общего хозяина – американскую компанию Procter & Gamble. Первым делом мы обратились к производителю с просьбой разъяснить разницу в финском и российском Fairy.
Работник горячей линии российского представительства P & G по телефону заявил, что: а) все изделия бытовой химии, продаваемые в России, соответствуют российским ГОСТам, во всяком случае, жалоб на несоответствие еще не поступало, б) пенообразование, то есть тот показатель, которым финский Fairy так выгодно отличается от нашего, изготовленного в Новомосковске, - это ничего не значащий фактор, не имеющий отношения к качеству.
Как пояснили нам эксперты, это, в общем, правда. Помывочные свойства определяются содержанием в веществе ПАВов (поверхностно-активных веществ) - возможно, их-то количество в финском и российском Fairy и отличаются, но работники P & G заявили, что им об этом ничего не известно.
"Компания-производитель наверняка в курсе того, что российская продукция, продаваемая под тем же брендом, что и западная, отличается от нее. Но это делается с благословения руководства, - комментирует эксперт Центра испытаний и сертификации Тест-С Елена Некрасова. – Первые месяцы производитель держит марку, потом начинает экономить. Ведь товар все равно раскупается".
Редакция Online812 представила на экспертизу в Тест-С (эксперты Центра специализируются на анализе различных веществ по заказам производителей, потребительских обществ и торговых сетей) два флакона с моющим средством Fairy – одним из Финляндии, другим – из России. Результаты оказались такими:
Российское моющее средство Fairy. Однородная вязкая жидкость желтого цвета с приятным запахом. Водородный показатель (РН) – 9,1. Массовая концентрация анионных поверхностно-активных веществ (ПАВ) – 10,5.
Финское моющее средство Fairy. Однородная вязкая жидкость зеленого цвета с приятным запахом. Водородный показатель (РН) – 8,9. Массовая концентрация анионных поверхностно-активных веществ –19,7 (т.е. в два раза больше, чем в российском образце).
Российский ГОСТ: РН – не более 11,5, массовая доля А-ПАВ не более 35.
Получается, что оба продукта соответствуют стандарту. У российского средства водородный показатель чуть выше, но эта разница укладывается в рамки погрешности.
В шоп-туристическом автобусе попутчицы уверяли меня, что российский Fairy сушит руки, а финский – нет. Но, скорее всего, заметил эксперт, это самовнушение.
С другой стороны, в Европе производители моющих средств стараются поддерживать РН на уровне не более 7. Кстати, в таблетках для посудомоечных машин этот показатель достигает 12, но там смесь не вступает в контакт с руками, а посуда тщательно прополаскивается.
«Содержание А-ПАВ в финском моющем средстве почти в два раза выше, чем в российском, - отмечает Елена Некрасова. - Вот и ответ на вопрос, почему финское лучше. В новомосковском изделии объем дополняют обычной водой с загустителем. Но следует помнить, что любые А-ПАВ - это очень агрессивные вещества. В развитых странах их понемногу стараются заменить неионогенными поверхностно-активными веществами (Н-ПАВы). В стиральные порошки для детских вещей А-ПАВ уже не добавляют, в шампунях их содержанием сведено к минимуму, зато остальная бытовая химия пока не может без них обойтись. Кстати, Н-ПАВ-добавки плохо пенятся, но на рабочие качества это не влияет. Теоретически показатель А-ПАВ можно держать на уровне 35, но тогда это будет густая мазь, которую придется вытряхивать из флакона, а потом подолгу смывать с тарелки. Одно время в Россию привозили похожий турецкий гель, но популярностью он не пользовался».
Кстати, ученые-гигиенисты неоднократно поднимали вопрос об опасности А-ПАВ, которые имеют свойство накапливаться в организме и впоследствии, при частом использовании, могут повлиять на работу почек, легких, иммунной системы. Поверхностно-активные вещества действительно скапливаются на поверхности – на клеточной мембране сначала кожи, а потом легких и печени. Это нарушает обмен. Правда, ученые нападают в основном на стиральные порошки, которые работают с густыми тканевыми волокнами, а не гладкой керамикой. На шерстяных тканях частицы А-ПАВ оседают лучше, чем на тарелке, и могут остаться там даже после десятикратного полоскания.
Резюме: финское средство лучше справляется с жиром на тарелках, но после его употребления посуду надо тщательней полоскать.
Проверка Nescafe
Финское слово Kulta означает золото, соответственно, Nescafe Kulta это наш Nescafe Gold. Органолептические свойства обоих напитков, представленных на экспертизу в товарном виде – в гранулированном порошке, – совпадают один в один. Это «частицы плотной структуры различных форм и размеров с шероховатой поверхностью с наличием порошкообразных частиц.
Наш ГОСТ требует, чтобы содержание кофеина в кофе не снижалось ниже 2,3%. Здесь показатели почти не различаются: финский кофе содержит 3,4 процента кофеина, наш – 3,3.
Глюкозный показатель различается на 0,05 процента: 1,41 у нашего и 1,46 у финского.
И наконец, содержание ксилозы (древесного сахара) в финском напитке – 0,16 процента, в российском – 0,34. И все укладывается в рамки Госстандарта.
"Как видите, в ситуации с кофе трудно дать экспертную оценку, почему тот кофе лучше, чем этот. Они просто немного разные, - пояснила начальник лаборатории пищевых продуктов Лидия Серажутдинова. – По содержанию кофеина и углеводов – ксилозы и глюкозы – мы определяем качество и подлинность, а вкус оценить не можем. Может, просто зерна собирали в разные дни на разных холмах".
Кстати
Что еще правильно покупать в Финляндии
Как отмечают опытные путешественники, в Финляндии можно купить хороший купальник, выбирая отдельно «верх» и «низ», если они не совпадают по размеру. Кроме того, там большой выбор крупной одежды и обуви.