На русско-финляндской границе на территории Финляндии столкнулись две русские машины, водители которых не смогли оформить ДТП в финской полиции, так как финский сотрудник, работающий на таможне, потребовал немедленно покинуть место происшествия.
Это реальная история, случившаяся 28 июля. Пострадавшая в аварии участница Мария, обратившаяся в редакцию «Фонтанки.fi», объяснила, что из-за действий финского официального лица – установить его должность и имя не удалось, – она осталась без документов, подтверждающих оформление ДТП, и, следовательно, рискует остаться без страховой выплаты. Опрошенные «Фонтанкой.fi» специалисты неофициально говорят о том, что финский сотрудник вполне мог действовать в соответствии с инструкцией.
В Пограничной службе Финляндии «Фонтанке.fi» смогли прокомментировать только то, что остановка в очереди перед шлагбаумом на границе действительно запрещена – если машина имеет возможность продолжать движение. Сейчас вопрос рассматривается на дипломатическом уровне: Мария обратилась за помощью в МИД России, и там ее заверили, что в МИД Финляндии направлена нота с просьбой разъяснить вопрос о том, почему финские служащие не дали возможности оформить ДТП.
Ситуация складывалась следующим образом: когда Мария подъезжала к пограничному пункту Nujamaa/«Брусничное» со стороны Финляндии, в ее машину Suzuki Ignis врезалась Skoda c российскими номерами. Повреждения у Suzuki – треснут бампер, сломан парктроник и пятая дверь.
После столкновения пострадавшая позвонила по номеру 112, сообщила диспетчеру о произошедшем, поставила свое авто на «аварийку» и стала ждать полицию. «Через некоторое время к месту ДТП прибыл еще один представитель пограничной или таможенной службы Финляндии, который, не представившись, стал на нас кричать и требовать, чтобы мы немедленно покинули место ДТП, прошли пограничный контроль, ехали на территорию России и там выясняли свои проблемы. Объяснения, что мы ждем финскую полицию для регистрации ДТП, были им проигнорированы, он в грубой форме, крича и угрожающе жестикулируя, приказал нам немедленно пройти границу. Находившаяся в автомобиле моя дочь 6 лет была напугана криками и действиями офицера. Нам пришлось подчиниться приказу, уехать с места ДТП и пройти границу», – рассказывает Мария.
Возможно, требования офицера были связаны с тем, что битые машины мешали движению и другие автомобили стали их объезжать, заезжая на поребрик. При этом, как рассказывает Мария, вторая участница ДТП в переговоры вступать отказывалась, действий по оформлению ДТП не предпринимала. После прохождения российской границы она уехала (в финском консульстве нам заявили, что ситуация, при которой участник ДТП скрылся с места аварии, нетипична, и последствием может быть штраф, а в случае тяжелых ДТП это может быть лишение визы и даже лишение свободы).
По мнению адвоката Василия Давыдова, партнера финской юридической фирмы, главное, что следует сделать в подобном случае – это немедленно по возвращению в Россию написать заявление в ГИБДД, в основном, исключительно для того, чтобы обезопасить себя от возможных последующих обвинений второго участника этого ДТП в попытке скрыться с места его совершения.
В целом же страховые компании, которых опрашивала «Фонтанка.fi» c вопросом о том, как получить страховку, если нет документов от финской полиции, четких ответов не дали: практики по подобным страховым случаям не наработано – происходят они крайне редко (несколько десятков в год – это все случаи столкновения русских машин за рубежом) и, как правило, с несерьезными последствиями – скорости в очередях маленькие, поэтому повреждения небольшие.
По словам Евгения Дубенского, президента Союза страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада, в данной ситуации в любом случае надо звонить в финскую полицию. Даже если полиция не приедет (а в случае ДТП без пострадавших такое в Финляндии вполне возможно), сам факт звонка будет зафиксирован. Далее, необходимо звонить в Российский союз автостраховщиков (РСА) телефон указан в полисе «зеленая карта») далее, исходя из конкретной ситуации, оператор в РСА будет принимать решение. Напоминаем, что в данном случае действует страховой полис «зеленая карта» или стандартный полис – если его действие «расширено» на соседнюю страну.
Также отдельные страховщики советуют обратиться в местное представительство «Моторного бюро» (Finnish Motor Insurers' Centre,Green Card Bureau and Guarantee Fund Liikennevakuutuskesku) – в Финляндии это монополист рынка «автогражданки».
«Я бы порекомендовала потерпевшей обратиться в финскую полицию, чтобы они сделали запрос на таможенный/пограничный пункт, чтобы им предоставили кадры видеосъемки, – советует Евгения Ратькова, ведущий специалист Отдела урегулирования убытков по «зеленой карте» Департамента страхования «Зеленая карта» ЗАСО «ЭРГО Русь». – Возможно, на основании видеосъемки полиция сможет вынести решение. И уже с этим документами обращаться в компанию виновника. Если же информация о компании неизвестна, то можно сделать запрос в Российский союз автостраховщиков.
Если от финской полиции будет хоть какой-то документ, подтверждающий факт наступления ДТП, то данный случай должен рассматриваться страховой компанией виновника».
Неофициально же специалисты рынка говорят о том, что на практике используется следующий способ: пройдя границу, сымитировать последствия ДТП на российской территории и получить необходимые бумаги в России.
По информации финских страховщиков, ДТП между русскими машинами в Финляндии на границе не редкость – они происходят с частотой 1-2 раза в месяц. Причем в подавляющем большинстве «русские» ДТП происходят в очередях на границе – где наибольшая концентрация авто с отечественными номерами.
Кстати, случаи по ДТП с русскими машинами бывают совсем анекдотичные. Например, при погрузке на паром столкнулись две русские машины. Полиция отказалась ехать, так как паром ходил под флагом другого государства. В итоге справку давал капитан.
Финны не дали гражданам России оформить ДТП на границе
ПО ТЕМЕ