В Петербурге проходят массовые проверки речных пассажирских судов. Надзорные ведомства уверяют, что серьезных нарушений пока не выявлено, и туристам и горожанам бояться нечего. Опасения у экспертов вызывают только «пробки» у Дворцового и Троицкого мостов в период разводки. Специалисты уверены, что решить вопрос можно будет только после принятия новых законов.
Трагедия в Татарстане вызвала огромный общественный резонанс и заставила в очередной раз «перекреститься» - серьезно задуматься об уровне безопасности на пассажирских судах, осуществляющих в первую очередь речные перевозки. Генеральная прокуратура РФ выпустила специальное постановление и стала инициатором внеплановых проверок речных и морских судов.
Массовые рейды по причалам и базам проходят сейчас и в Петербурге. Как рассказал журналистам на заседании комиссии ЗакСа по транспортному комплексу начальник Невского линейного отдела Северо-Западного управления государственного морского и речного надзора Валерий Кочуров, ведомство уже проверило 100 из 360 пассажирских городских судов. Транспортная прокуратура (у которой совершенно другой объем проверочных действий) проинспектировала пока 30 кораблей и 10 судовладельцев. «Проверки не закончены, у нас еще много работы», - отметил транспортный прокурор Северной столицы Игорь Лепехин.
Предварительные результаты показали, что серьезных нарушителей среди водных перевозчиков нет. «Необходимые сертификаты и лицензии у всех были в порядке, - рассказал Лепехин. - В основном на судах были просроченные или неисправные спасательные жилеты. Из наиболее частых несоответствий требованиям по безопасности — отсутствие на спасательных шлюпках аптечек».
По мнению представителей надзорных ведомств, «недобросовестная эксплуатация» судов исчезнет, как только будет введена система квот. «В Венеции этот метод позволил ликвидировать злостных нарушителей, - предложил Кочуров. - Но прежде всего необходимо принять новые и более полные правила движения судов».
Действующие нормативы, которыми руководствуются инспектора и капитаны экипажей, по мнению начальника Невского линейного отдела Северо-Западного управления государственного морского и речного надзора, рассчитаны на 2 - 3 судна, оказывающихся рядом, тогда как сейчас, например, только у Дворцового моста во время его разводки скапливаются десятки речных корабликов — все стремятся посмотреть на разведенные мосты «с лучшей точки». «Пробки из прогулочных катеров и экскурсионных судов - это основная проблема, - уверен Кочуров. - Но дело в том, что де-юре они ничего не нарушают. В документах прописано только то, что они не должны находиться в створе мостов в момент разводки и стоять на пути у грузовых судов».
Отсутствие регламентированного порядка массового движения туристических судов в период навигации, по мнению экспертов, может стать причиной аварийной ситуации. Решить эту проблему пытаются уже много лет. Последний раз новые правила регулирования потоков на реках и каналах города подавались на согласование в высшие органы власти в прошлом году, но они не получили одобрения всех необходимых инстанций.
Сейчас их разработчики надеются, что ЧП с теплоходом «Булгария», ускорит процесс одобрения. Пока же пассажирам речных и морских судов рекомендуют быть особенно внимательными и осторожными. И лишний раз не рисковать своим здоровьем и жизнью.
Справка:
Теплоход «Булгария», построенный в 1955 году, затонул 10 июля в Куйбышевском водохранилище на территории Татарстана в 3 км от берега. Корабль осуществлял двухдневный круиз по маршруту Казань - Болгар - Казань. В момент крушения на борту судна находились 208 человек, из них 183 зарегистрированных (148 пассажиров, 35 членов экипажа) и 25 - незарегистрированных. Спасти удалось 79 человек.
Валерия Петрова,
"Фонтанка.ру"