Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Музыка Гергиев озвучил сны Пендерецкого (фото)

Гергиев озвучил сны Пендерецкого (фото)

358

На фестивале «Звезды белых ночей» в Петербурге прошла российская премьера вокально-симфонического цикла Кшиштофа Пендерецкого «Повеяло на меня морем снов», написанного к 200-летию Фредерика Шопена, по заказу Национального института Шопена.

Эта встреча, рано или поздно, должна была состояться: Гергиев, вечно находящийся «в поисках автора», соизмеримого с его собственным величием, и Кшиштоф Пендерецкий, крупнейшая фигура современного композиторского сообщества, сошлись по случаю мировой премьеры цикла в Варшаве, зимой этого года. Гергиев продирижировал оркестром «Sinfonia Varsivia», исполнив новый опус мастера – и это был уже второй его подход к музыке Пендерецкого. А первый случился более года назад, когда автор представил ему партитуру «Прелюда за мир» для меди и ударных; мировой премьерой также дирижировал Гергиев.

Хотя пан Пендерецкий и сам отлично справляется с исполнением собственных произведений. Его дирижерская деятельность ничуть не менее (а может, даже более) активна, чем композиторская. На вопрос – «Когда же вам удается сочинять музыку?» - Пендерецкий обычно отвечает: «Я научился писать музыку везде: в номере отеля, во время репетиционных перерывов, в самолете. Инструмент мне не нужен, и я умею отключаться от звуков внешнего мира».

На фестивале "Звезды белых ночей" Валерий Гергиев продирижировал третьим за свою карьеру произведением Кшиштофа Пендерецкого

Несмотря на более чем солидный возраст, пан Пендерецкий не меняется внешне уже лет пятнадцать. Он по-прежнему бодр, неутомим, неизменно доброжелателен и выглядит эдаким загорелым крепышом-боровичком, изрядным оптимистом. На «Звездах» он и сам выступил, как дирижер: исполнил с «мариинским» оркестром свою Пятую симфонию и Concerto Grosso для оркестра и трех солирующих виолончелей. По какому случаю оркестру Мариинского театра было назначено пять репетиций.

С Петербургом польский композитор связан накрепко. Вот уже 12 лет он регулярно - как минимум раз или два в сезон - выступает как дирижер и композитор в Большом зале Филармонии. Несколько лет назад, во дворе Большого Эрмитажа прошла российская премьера его циклопического опуса для хора и оркестра «Семь врат Иерусалима» - дирижировал автор. А в 2006 году Пендерецкий стал кавалером ордена «Балтийская звезда» - чисто петербургской премии, присуждаемой видным деятелям культуры. Помимо прочего, пан Кшиштоф является Почетным доктором Санкт-Петербургского университета, лауреатом премии Грэмми и других бесчисленных наград, одно перечисление которых заняло две страницы подробного буклета, выпущенного Мариинским театром. И посвященного авторским концертам Пендерецкого на нынешнем фестивале.



Важным событием стало исполнение цикла «Повеяло на меня морем снов» для хора, оркестра и трех солистов. Сочинение оказалось неожиданно свежим по интонационному строю, благоухающим нежными гармониями и безумно утонченным в смысле оркестровки. Пендерецкий сознательно избегает в нем ярких красок, крикливых tutti и бурных кульминаций: он пишет, словно едва касаясь тонкой кистью влажного листа бумаги - как пишут акварели. Оркестр звучит совершенно импрессионистически, почти как у Дебюсси. Переливы арф сменяются выразительными соло кларнета и фагота, реминисценции из Траурного марша Шопена даны легким намеком – в виде единственного заимствованного аккорда.

Вначале может показаться, что сочинение вовсе не связано с музыкой и самим образом великого поляка. Стихи Пендерецкий отбирал тщательно и долго, целых 40 дней, и только те, что воспламеняли его воображение. Лишь несколько стихотворений принадлежат поэтам-современникам Шопена. В основном, в цикле «омузыкалены» стихи поэтов Молодой Польши, возникшие в период между двумя мировыми войнами, и стихи современных польских поэтов.

Цикл трехчастен: причем первые две части – «Заколдованный сад» и «Что говорит ночь?» - являются некой преамбулой к третьей, завершающей и самой масштабной части цикла: «Я был у тебя в эти дни предпоследние…» Именно в этой части, написанной как своеобразный Реквием Шопену, наконец-то прорезаются прямые отсылки к герою опуса. Стихотворение Циприана Норвида «Рояль Шопена» разрезано на куски и прослаивает, в виде рефрена, другие песни третьей части. Здесь, в строках Норвида, прорывается неизбывная печаль, окрашивающая общий ностальгический строй цикла в явственно скорбные тона. «Я был у тебя в эти дни предпоследние, когда походил ты все больше и больше, на лиру Орфея, что тот обронил».



Оркестр Мариинского театра сыграл новое для него сочинение на диво тактично и аккуратно: нигде не форсируя звук и ни разу не сбившись. Некоторые соло – например, довольно длинное и ответственное соло фагота, идущее, практически, «голяком», без оркестра – заслуживают отдельной похвалы. Три польских солиста, два из которых участвовали и в первом исполнении опуса в Варшаве, сознавая всю важность задачи, очень старались. Однако визгливые верха сопрано Изабелы Матулы изрядно снижали впечатление от целого. Неплохо спела свою партию Агнешка Рехлис(меццо). Несколько суетливо, но удержавшись в рамках хорошего вкуса, провел партию баритон Мариуш Годлевски. И вот что особенно ценно и удивительно: сочинение, идущее около часа, не показалось ни скучным, ни монотонным, ни однообразным, хотя было выдержано, практически в едином эмоциональном ключе. Искренность и простота выражения, при общей значительности темы и блистательное владение оркестровым письмом – вот главные достоинства нового цикла Кшиштофа Пендерецкого, в очередной раз подтвердившего свое неоспоримое право на звание «живого классика».

Гюляра Садых-заде,
«Фонтанка.ру»
Фото: Пресс-служба Мариинского театра/Валерий Барановский

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях