Казалось бы, обычное дело: отобрали права за пьянство за рулем. Полтора года по решению суда Владимиру Некрасову придется забыть о работе водителем. Но сам лишенный права водить автомобили петербуржец заявляет: и ДТП было, и был грех — выпил, только сидел он на пассажирском месте и к рулю злосчастного транспортного средства не прикасался. В непростом казусе попыталась разобраться «Фонтанка».
На днях Выборгский районный суд Петербурга отклонил апелляцию адвоката Владимира Некрасова на постановление об административном правонарушении в отношении его подзащитного. Тем не менее, в разговоре с «Фонтанкой», адвокат Вячеслав Насыров, заявил, что готов идти дальше по инстанциям с требованием вынесения правосудного решения. По его мнению, в случае с его подзащитным не было как такового правонарушения, случившееся — несчастный случай, юридический казус.
В постановлении и.о. мировой судьи 35 участка Санкт-Петербурга Орловой говорится о том, что Владимир Некрасов 2 февраля 2011 года, управляя автомобилем «без марки» (речь идет о микроавтобусе «Соболь») в состоянии опьянения, двигался по 3-му Верхнему переулку, после чего был задержан сотрудником ДПС.
При этом в документе есть и подробности того, как именно управлял автомобилем нетрезвый Некрасов: он вместе со знакомым водителем Ореховым на грузовом автомобиле, принадлежащем последнему, приехал на Парнас, при этом «автомобилем управлял Орехов...Орехов припарковал автомобиль, не выключив двигатель, и ушел. Он, Некрасов, сидя на переднем пассажирском сидении указанного автомобиля, пил пиво, педали сцепления, газа, либо тормоза не отжимал, к рулю не прикасался, случайно задел рычаг коробки переключения передач, включив заднюю передачу, после чего автомобиль начал движение и столкнулся с другими автомобилями». Машину после ДТП Владимир покинул через водительскую дверь — пассажирская была заблокирована.
То, что за рулем изначально сидел не Некрасов, в владелец «Соболя», заявил и Орехов. Он пояснил, что оставил приятеля на пассажирском месте, сам ушел, но колеса заведенного микроавтобуса поставил под углом к обочине, чтобы он не скатился, так как ручной тормоз для его «оборотистой» машины, готовой двинуться с места просто от воздействия на рычаг коробки передач, не является гарантией неподвижности.
В данном процессе вопрос урегулирования споров по возмещению убытков, нанесенных случившимся другим участникам аварии, не ставился. Кстати, по словам адвоката, Некрасов заплатил пострадавшему в ДТП деньги за лечение, признав свою косвенную причастность. Однако от вменяемого ему управления автомобилем в нетрезвом виде напрочь отказывался на всех заседаниях. В машине, по его заверениям, он выпил и спал, и прав с собой не брал. При этом он действительно имеет лицензию категории «B», «С» и «D» и даже вписан в страховку на автомобиль своего приятеля.
По словам адвоката, заседания по этому делу превратились из судебной тяжбы в лингвистический ликбез: судья попросила его заглянуть в словарь и прояснить смысл слова «управлять». Защитник перелистал толковый словарь Ожегова: «Направлять ход, движение кого-чего-н». В своей апелляционной жалобе Вячеслав Насыров заявлял, что Некрасов не мог выполнять действия в полном соответствии с толкованием этого глагола, а «задел ручку переключения передач своей ягодицей». Случайность действий обвиняемого и саму вероятность такого сценария, приведшего к ДТП, подтвердили и эксперты. Сразу два независимых специалиста согласились, что для данной модели автомобиля возможно движение задом на холостых оборотах, при этом для включения задней передачи и начала движения выжимать сцепление не обязательно.
Как бы то ни было, судья не стала трактовать возможные сомнения в пользу обвиняемого и вынесла решение. В том числе основываясь и на «смысле нормы ПДД (Раздел 1 ПДД РФ, говорящий о том, что водителем является лицо, управляющее каким-либо транспортным средством — прим.ред)», из которой «прямо не усматривается, что водителем признается лицо, в обязательном порядке занимающее в момент управления ТС кресло водителя. Указанная норма лишь устанавливает прямую причинно-следственную связь между действиями лица, воздействующего на органы управления ТС».
Таким образом заснувший и неосторожно ворочающийся пассажир признан водителем и лишен, после организованного им в нетрезвом виде ДТП, права управления транспортными средствами на полтора года.
Пьяный пассажир остался без водительских прав
ПО ТЕМЕ