В кинотеатре «Формула Кино» стартовала программа «Роттердамский кинофестиваль в Петербурге» – короткая, но очень показательная гастроль самого радикального европейского кинофорума.
Роттердамский кинофестиваль, отметивший в этом году сорокалетие, выбивается из ряда прочих европейских кинофорумов первого ранга. Всё-таки нигде больше в жюри не попадают люди, настолько далекие от кино (в этом году, например, отметился музыкант группы Sonic Youth Ли Ранальдо). И нигде больше не акцентируют настолько именно дебютное и экспериментальное кино, «искусство завтрашнего дня». Именно поэтому за Роттердамом закрепилась слава родного дома всех кинорадикалов. И кто тут победитель – не слишком важно: это уже стало общим местом в любой обзорной статье о фестивале. Куда важней понять, куда движется киноязык, а главное – киномысль.
Всего этого можно было бы и не писать, а просто отправить читателя на основную часть программы Дней Роттердама – ретроспективу любимца фестиваля, голландца Давида Фербейка. Для начала покажут «Клуб “Зевс”» («Club Zeus»), его последний фильм, снятый целых три года назад и ждавший часа до нынешнего фестиваля. И не зря – его включили в спецпрограмму «Возвращение тигра», в которой схлестнулись победители прошлых фестивалей и режиссеры, которых Роттердам считает своими крестниками. И Фербейк победил. «Клуб “Зевс”» – маньеристская драма, стилизация под модный ориентальный, в частности, китайский кинематограф. Сюжет довольно пикантный: в объективе – дом терпимости для богатых дам в Шанхае, свои услуги им предлагают милые китайские юноши. Продолжат экспериментальной лентой о сбрендившем менеджере среднего звена «Ритм» («Beat») – как раз тем фильмом Фербейка, с которого стартовала его слава любимца Роттердама: он снял «Ритм» за считаные копейки, будучи еще студентом киношколы. А завершат ретроспективу картиной «Ты там?» («R U There»). Она из общего ряда выбивается: даже премьера состоялась на неделе критики в Каннах, а ни в каком не в Роттердаме. Но вполне соответствует фестивальному формату – тут Фербейк экспериментирует с виртуальной реальностью, помещая героев в мир компьютерной игры Second Life.
После этого знакомства покажут «Вечность» («Tee Rak») тайца Сивароя Конгсакуна, одного из победителей фестиваля в этом году. И он уже будет отвечать за современность – и фестиваля, и мирового кинопроцесса вообще. И вот почему. Вряд ли тут имеет место какая-то мистика (считается вроде, что сорокалетие мужчине – а Роттердамский фестиваль, безусловно, представитель сильного пола – праздновать нельзя, ибо дурная примета), но программа в этом году неожиданно сгруппировалась вокруг темы жизни после смерти. Объяснять это можно чем угодно: хоть мировым финансовым кризисом, хоть цунами и землетрясениями в Японии. Но факт остается фактом: фестивальные звезды, словно по сговору, снимают о том, что мир кончился, смерть наступила, апокалипсис свершился, и пытаются понять, что происходит или может происходить после. Об этом размышляет и фестивальный любимчик итальянец Микеланджело Фраммартино в своей картине «Четырежды» («Le quattro volte») про четыре инкарнации одного старика, и победитель Роттердама каталонец, директор фестиваля Sonar Серхио Кабальеро в фильме «Край света» («Finisterrae») – истории двух русскоязычных (!) привидений, бесконечно долго бредущих в поисках неизвестно чего. Наконец, про это же – триумфатор последних Канн, «Дядюшка Бунми» («Loong Boonmee raleuk chat») Апичатпонга Вирасетакуна. Картина его земляка Конгсакуна – тоже экзотический и медитативный фильм про жизнь после смерти. Однако тенденция кинематографической мысли.
Впору кусать локти: до Петербурга не довезут главное – обладателя Гран-при «Край света» и «Я тебя люблю» наших соотечественников Павла Костомарова и Александра Расторгуева (хотя российская картина скоро выйдет в прокат, так что тут расстройство невелико). Не доедет до нас и нынешний руководитель фестиваля Рутгер Вольфсон, и режиссер Давид Фербейк, чья ретроспектива составит три четверти программы. Но в этом есть своя логика: всё-таки Питер не слишком избалован подобным кино и, как следствие, не слишком привычен к нему. Но объяснить, в чем, собственно, особенность Роттердамского фестиваля и чем он хорош, можно и с помощью предложенных четырех фильмов.
Иван Чувиляев
«Фонтанка.ру»
Фото: rmcrotterdam.nl.
О новостях кино и новинках проката читайте в рубрике «Кино»