Принятие нового регламента работы таксомоторных предприятий в Пулково, скорее всего, откладывается: на слушаниях, посвященных проекту, претензии к нему высказали не только представители предприятий, но и глава комитета по транспорту. Между тем, если новые правила не заработают до 1 апреля, то аэропорт, опасаясь санкций прокуратуры, может закрыть въезд в особую 50-метровую зону для всех компаний. А это значит, что эти полсотни метров до входа в терминал нам придется преодолевать пешком.
Конфликт таксомоторных предприятий, работающих в Пулково, начался в январе 2011 года. Тогда ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» (компания, управляющая петербургским аэропортом) по предписанию надзорных ведомств начало строительство перед обоими терминалами 50-метровой зоны безопасности. Одновременно перестали действовать старые правила работы такси, согласно которым компании могли либо самостоятельно, либо в рамках некоммерческого партнерства поставить в Пулково свою стойку.
Однако принятие новых правил затянулось: первоначально говорилось о том, что они заработают в начале февраля, потом это срок был еще раз отложен. В итоге сложилась ситуация, когда старые правила уже не действуют, а новые еще даже не существуют на бумаге. Все это время, как уже рассказывала «Фонтанка», официальный договор с ООО «ВВСС» имели только две компании – «6000000» и «Такси Люкс». Остальные могли уже заключать договоры с ними, из-за чего некоторые перевозчики обвинили их в монополизации рынка.
Подготовка правил длилась около двух с половиной месяцев. Как рассказали «Фонтанке» в комитете по транспорту, за этот период представители ООО «ВВСС» написали несколько вариантов регламента, однако чиновники каждый раз просили их доработать. Наконец, 16 марта в комитете состоялось обсуждение новых правил, причем на нем присутствовали представители всех заинтересованных сторон – комитета по транспорту, Пулково и таксомоторных предприятий. И, судя по слушаниям, согласия между ними нет по-прежнему.
В общих чертах правила повторяют то, что уже неоднократно говорили представители ООО «ВВСС». Для координации работы таксомоторных предприятий в Пулково будет создана управляющая компания, при этом, как подчеркнул руководитель службы по связям с общественностью аэропорта Андрей Федоров, создавать ее будет сам аэропорт, а не одно из таксомоторных предприятий. Напомним: ранее высказывалась идея, что созданием управляющей компании будет заниматься один из перевозчиков – такси «6000000», – однако сейчас от этой идеи отказались. При этом, как рассказал Андрей Федоров, процесс создания компании еще идет.
Однако в этом разделе правил есть один туманный момент: помимо управляющей компании, перевозчик может заключить договор и напрямую с ООО «ВВСС». Правда, пока непонятно, в каком случае таксомоторному предприятию стоит обращаться к тому или другому представителю аэропорта, а также неясно, зачем вообще вводится возможность заключения договора с двумя разными представителями одного и того же собственника. В самой компании ООО «ВВСС» говорят, что этот вопрос еще решается.
Механизм организации перевозок, прописанный в регламенте, также практически не отличается от того, о чем говорилось ранее: таксомоторные предприятия, желающие работать в Пулково, заключают с управляющей компанией (или с ООО «ВВСС») договор, который дает им право заезжать в 50-метровую зону безопасности для посадки или высадки пассажиров. Правда, находиться машины там могут лишь десять минут – затем они должны проехать на бесплатную стоянку.
Согласно проекту, пассажиры, прибывающие в аэропорт, будут обращаться к диспетчеру, который вызовет для них со стоянки такси. Правда, учитывая тот факт, что договоры с управляющей компанией или ООО «ВВСС», скорее всего, заключат несколько компаний, возникает вопрос: а в какой очередности будут подавать машины? Будет ли отдаваться кому-то приоритет, и если да, то на каких условиях? По словам Андрея Федорова, сейчас рассматриваются два варианта: возможно, та компания, которая обладает большим парком машин, будет иметь некоторые преференции. Однако он не исключил возможности, при которой подача транспорта будет осуществляться в порядке живой очереди, вне зависимости от того, каким парком обладает компания.
Как говорят в самом аэропорту, главная задача этого механизма – сократить до минимума количество так называемых «отстойщиков», которые ловят пассажира за руку и ведут к своей машине, а затем берут за проезд до «Московской» около 100 долларов, при том, что официальный тариф составляет 500 рублей. Действительно: после введения новых правил, чтобы поймать в свои сети пассажира, «отстойщику» нужно как-то объяснить ему, что до машины еще нужно пройти 50-60 метров. К тому же те, кто не заключит договор с аэропортом, должен будет вставать на платную стоянку, тариф за пользование которой сейчас составляет 100 рублей/час.
Однако эта система вызывает у участников рынка вопросы: получается, что те компании, которые не захотят заключить договор с аэропортом, не смогут заезжать в 50-метровую зону безопасности даже для высадки пассажиров. «А если на такси этой компании из города едет инвалид? Ему что потом, пешком эти 50 метров идти?» – заметил на совещании в комитете по транспорту глава некоммерческого партнерства «Такси Групп» Юрий Вейков.
Он также обращает внимание на то, что, согласно приказу Министерства транспорта «Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам», «кратковременная остановка автотранспортных средств в зонах безопасности допускается только для посадки (высадки) пассажиров». По его мнению, там предусмотрено только ограничение на въезд машин, а не его полный запрет.
С этой проблемой связан и еще один момент: за услуги управляющей компании таксомоторное предприятие будет отдавать 20% от ежемесячной выручки. Предполагается, что эти деньги будут идти на оплату услуг диспетчера, работы единой стойки «Такси Пулково» и т.д., а часть – будет составлять доход аэропорта.
В принципе, ту же самую сумму перевозчики отчисляли и раньше: те, кто имел прямой договор с Пулково на аренду стойки, платили аэропорту, а те, кто входил в некоммерческое партнерство, вносили эти деньги в общую кассу товарищества. Однако раньше была и возможность выбора: те, кто не хотел работать от стойки и платить 20% от выручки, не были ограничены в возможности подъезжать ко входу в терминалы.
На это несоответствие внимание представителей ООО «ВВСС» на совещании обратил глава комитета по транспорту Станислав Попов. Он также предложил, чтобы те компании, которые не хотят платить 20%, но желают работать в Пулково, заключали бы с аэропортом договор на бескорыстной основе. Однако представители петербургского аэровокзала прокомментировали эту возможность достаточно туманно: судя по всему, они действительно готовы предложить некий упрощенный вариант договора, но пока не готовы говорить о том, что перевозчики в случае его заключения вообще не будут платить никаких денег.
Не менее остро всех интересовал вопрос с тарифом на проезд. Как объяснил «Фонтанке» Станислав Попов, позиция комитета заключалась в том, чтобы введение новых правил не повлекло рост цен на проезд в такси из аэропорта. Напомним, что сейчас все перевозчики, легально работающие в Пулково, придерживаются единых цен, хотя, как свидетельствуют очевидцы, это требование далеко не всегда соблюдается.
В самих правилах вопрос с ценами прописан крайне нечетко: там указано, что плата за оказание услуг по перевозке пассажиров может определяться двумя способами – либо по фиксированному тарифу, вне зависимости от фактического пробега, либо на основании показаний счетчика. Как это будет реализовано на практике, пока не совсем понятно, однако представители ООО «ВВСС» заверили, что цены за проезд не вырастут.
Совещание, на котором все эти вопросы должны были обсуждаться, оказалось неполноценным. По договоренности комитета по транспорту с ООО «ВВСС» за день до этого мероприятия на сайте аэропорта должен был появиться проект правил и типовой договор; параллельно проект правил должен был быть выложен на сайте комитета. Однако если государственное ведомство свое обязательство выполнило полностью, то аэропорт – лишь наполовину: на сайте не был представлен договор. Из-за этого большинство перевозчиков стали жаловаться, что без него картина того, как им предстоит работать, выглядит неполной. Представители аэропорта на это ответили: последний вариант договора они направили в комитет, варианта с правками не получили и поэтому решили не вывешивать сырой документ.
В итоге, после полутора часов споров и взаимных обвинений, участники совещания так ни к чему и не пришли. ООО «ВВСС» должно внести в проект правки и опубликовать проект договора. После этого, возможно, будет созвано еще одно совещание. Между тем, время поджимает: как объяснил «Фонтанке» директор по правовым вопросам управления имущества ООО «ВВСС» Сергей Крылов, по договоренности с прокуратурой, которая вынесла предписание по установке 50-метровой зоны безопасности, эта зона должна заработать с 1 апреля. В противном случае аэропорт может быть либо оштрафован, либо, что еще неприятней для ООО «ВВСС», его руководство будет дисквалифицировано.
Но есть и другой вариант развития событий: если новые правила так и не будут приняты до указанного срока, аэропорт, опасаясь санкций прокуратуры, просто закроет въезд в зону для всех такси – как для тех, которые имеют договор с ООО «ВВСС», так и для тех, кто его не имеет. А значит, пассажиров вместе с чемоданами будут высаживать за 50 метров до входа в терминал.