В Мраморном зале Этнографического музея состоялся пресс-показ мультимедийного спектакля «Медный всадник», который предваряет выставку картин Юрия Купера. Уже с завтрашнего дня его смогут увидеть петербуржцы и гости города. С 9 по 18 ноября сеансы будут проходить ежедневно каждые полчаса. А утренние показы бесплатно посетят воспитанники детских домов.
Демонстрация спектакля «Медный всадник» организована Международным центром фестивалей и праздников при поддержке комитета по культуре Петербурга.
В его основу легли работы художника Юрия Купера, недавно отметившего 70-летие. Но основная его роль в создании мультимедийного действа состоит в том, что именно он предложил идею такого новаторского проекта. Юрий Купер пояснил, что вынужденные преобразования эскизов были сделаны под воздействием трех причин: особенностей мультимедиа, специфики выставочного зала и идеи выполнить спектакль исключительно в черно-белых тонах. Одно из главных отличий эскизов от постановки, как заметил Купер, в том, что для него самым важным является архитектура, небо и вода, а в спектакле гораздо больше внимания уделено взаимоотношениям главных героев поэмы Пушкина — Евгения и Петра.
Показ «Медного всадника» длится не больше 20-ти минут. Однако за это время зрители успевают погрузиться в атмосферу пушкинского Петербурга. Организаторы обещают, что ещё в фойе музея посетителей будут встречать актеры, одетые в стиле 18-го столетия. Они проводят гостей в зал, погруженный в таинственный фиолетовый полумрак и «наполненный» криком чаек и звуком скрипящих мачт. Затем пространство оживает: под «аккомпанемент» поэмы Пушкина на стенах появляются динамичные изображения Петербурга — Адмиралтейство, Казанский собор, Зимний дворец, набережные Невы. Они меняются, переворачиваются и вовлекают зрителей в пространство спектакля. Когда на экране начинаются буря и наводнение, в зале ощущается дуновение сильного ветра. Когда наводнение заканчивается, помещение наполняется дымом. Визуальную картинку сопровождает громкая музыка, иногда беспокойная, иногда торжественная.
По словам организаторов, миссия выставки-инсталляции заключается во внедрении новаторского подхода к искусству экспозиции. Антон Губанков, глава комитета по культуре Санкт-Петербурга, отмечает, что это событие мирового уровня, которое расширяет выставочную идеологию.
Марина Фокина, директор Международного центра по организации фестивалей и праздников, отметила, что немецкая компания RPG взялась за крайне сложную задачу создания 3D эффекта без очков в помещении всего в 1000 кв метров, тем более учитывая то, что спектакль выполнен в черно-белых тонах.
Организаторы надеются, что опыт «Медного всадника» будет востребован и появятся новые форматы оформления выставок. Марина Фокина рассказала журналистам, что, скорее всего, в будущем петербуржцев ждут новые спектакли по мотивам других классических произведений. История же этой постановки закончится 18-го ноября. Гастролировать по другим городам «Медный всадник» не будет, поскольку он создан только для Петербурга и созвучен духу только этого города.
Юрий Купер впервые представляет свою выставку в Петербурге. По его словам, с этим городом у него давно сложились теплые отношения. Он жил и в Париже, и в Нью-Йорке, и в Риме, однако Петербург вызывает у него особые эстетические чувства. С произведениями Пушкина Купер тоже работает не впервые — ранее он занимался оформлением «Моцарта и Сальери» и «Бориса Годунова».
Напомним, что все средства, вырученные от продажи билетов на спектакль, передадут Центру творческого развития и гуманитарного образования "На Васильевском". Кроме того, в рамках этого проекта Юрий Купер проведет встречу с учениками художественных школ Санкт-Петербурга. А 15 картин, участвующих в экспозиции, будут переданы в дар городу. Они будут храниться и экспонироваться в Исаакиевском соборе.
Екатерина Блокова,
Фонтанка.ру