Деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси предлагается лицензировать. Такой законопроект поступил в Госдуму.
В настоящее время лицензии должны иметь только компании и предприниматели, используемый автотранспорт которых оборудован для перевозки более восьми человек (то есть микроавтобусы). Владельцы обычных «легковушек» (в большинстве случаев рассчитанных максимум на 5-6 человек), могут возить кого и как угодно. Формальные претензии могут предъявить фискальные органы (если «бомбила» не платит налоги), но никаких иных ограничений для граждан, использующих личный автотранспорт с целью извлечения дохода и не являющихся предпринимателями, законодательство не устанавливает.
С инициативой ввести лицензирование таксомоторных перевозок выступили депутаты Костромской областной Думы. Они отмечают, что в большинстве «развитых иностранных государств перевозки легкового такси жестко контролируются государством посредством лицензирования данного вида деятельности, а также контроля за иными критериями при оказании услуг легковыми такси. В частности, в США осуществляется контроль за доходами, в Финляндии контроль за ставками тарифов, в Испании контроль за состоянием автомашин, задействованных в перевозках, в Великобритании проводится проверка прохождения водителями соответствующих курсов». Об этом говорится в пояснительной записке к внесенному 28 октября законопроекту.
Его разработчики считают, что отсутствие контроля в России способствует развитию нелегального бизнеса в указанной области. Кроме того, по мнению костромских парламентариев, в настоящее время невозможно привлечь недобросовестных перевозчиков к административной ответственности.
В то же время, сейчас перевозка пассажиров такси регулируется федеральными правилами. Они определяют порядок заказа, установления тарифов, оплаты, требования к предоставляемой информации для потребителя, оборудования такси и т.д. За нарушение этих правил Роспотребнадзор вправе налагать на владельцев машин штрафы в сумме до 20 тысяч рублей.
В представленном законопроекте конкретные требования к компаниям и предпринимателям, желающим получить лицензию и легально заниматься таксомоторной деятельностью, не определены – их должно установить правительство России. Отсутствует также и понятие «такси» – то есть даже в случае принятия предложенного проекта «бомбилы» смогут легально продолжить свою деятельность.
В настоящее время в ряде субъектов Федерации приняты собственные законы, частично регулирующие деятельность таксомоторных компаний. Однако запретить или ограничить ее региональные власти не вправе. Например, принятый в 2004 году закон Санкт-Петербурга «Об организации обслуживания населения таксомоторами индивидуального пользования в Санкт-Петербурге» предоставил компаниям, заключившим с комитетом по транспорту Смольного соответствующий договор, право пользоваться специальными стоянками.
Отметим, что по общему принципу, закрепленному действующим федеральным законом, в России может выдаваться только единая лицензия, позволяющая ее обладателю осуществлять деятельность в любых уголках России. Установление региональных ограничений не допускается.