Уже второй петербургский районный суд признал незаконным запрет гей-пикета. Вслед за Ленинским федеральным судом, удовлетворившим иск членов ЛГБТ-движения, 11 октября суд Московского района обязал местную администрацию выделить место и определить время для их акции. Не станет ли Петербург родиной российского Харви Милка, пыталась понять "Фонтанка".*
6 октября Ленинский районный суд Петербурга признал незаконным запрет гей-пикета, намеченного на 26 июня. Тогда администрация Центрального района мотивировала отказ тем, что «на заявленном месте в указанное время согласовано проведение ранее заявленного публичного мероприятия».
На суде председатель оргкомитета петербургского гей-прайда Мария Ефременкова указала на обязанность органов исполнительной власти "способствовать эффективной реализации права на свободу собраний организаторов публичного мероприятия, на обязанность чиновников администрации предлагать альтернативные места для акций с учетом взаимных интересов с уведомителем". Суд удовлетворил иск ЛГБТ-активистов, и председательствующая Наталия Малинина вывела на табло счет «1-0» в пользу секс-меньшинств. Последние поспешили заявить, что «впервые в истории России суд принял законное решение".
"До этого времени ни одна акция ЛГБТ-сообщества не была согласована, и ни один суд не выносил решение в нашу пользу. Мы были маргинализируемой социальной группой, за которой не признавали никаких гражданских и политических прав, - попеняла на российское правосудие (и не только) Ефременкова. - Свобода собраний была для нас под еще большим запретом, чем для несистемной оппозиции. Хочется надеяться, что эти времена уйдут в прошлое, и мы будем гордиться нашей родиной - демократическим правовым государством". Правда, решение Ленинского суда администрацию Центрального района ни к чему не обязывает, чиновников искать место для проведения гей-пикета, который должен стать компенсацией за нарушенные ранее права, никто не принуждает, в отличие от их менее везучих коллег из Московского района.
Московский райсуд 11 октября частично удовлетворил жалобу секс-меньшинств на запрет согласования гей-пикета, который также планировалось провести в июне. Суд обязал администрацию Московского района выделить им место и определить время для проведения акции. Однако чиновники, судя по всему, так просто сдаваться не собираются и выдвигают встречное условие — гей-пикет состоится, но подальше от детских садов и школ. Ефременкова компромиссных вариантов не исключает: «Если есть такое пожелание, то, конечно, мы к нему прислушаемся, ведь наша цель заключается в достижении согласия».
Тем не менее, по ее словам, Московский суд моральную оценку не вынес. «Судья спросил у нас, согласны ли мы отозвать свой иск в том случае, если администрация удовлетворит наши требования, восстановив нас в правах и разрешив провести пикет. Мы согласились, теперь думаем над форматом новой акции», - рассказала она.
Активисты, заверила Ефременкова, уже прорабатывают формат мероприятия и обсуждают место проведения (окончательно об этом станет известно через неделю). Единственное, что не вызывает вопросов, время — начало ноября. Девушка полагает, что победы в судах позволят геям и чиновникам сесть за стол переговоров, ведь обе стороны, считает она, готовы к компромиссам.
Но на достигнутом активисты останавливаться не собираются и планируют в ближайшее время провести еще одно публичное мероприятие, на этот раз уже в Центральном районе.
А уже завтра, 12 октября, уровень терпимости продемонстрирует Петроградский суд, последним вступит на тропу войны с гомофобией Василеостровский суд. Там также должны быть рассмотрены иски представителей ЛГБТ-движения, которые намерены опротестовать отказы районных администраций на проведение пикетов, целью которых является "привлечение внимания общества и государства к проблемам соблюдения прав людей гомосексуальной ориентации".
На страже интересов гетеросексуалов продолжает стоять горсуд, который 31 августа отклонил жалобу гей-активистов, подтвердив решение о законности запрета гей-парада, намеченного на 26 июня. Организаторы акции готовят иски в Страсбург и Конституционный суд.
Александра Гармажапова, "Фонтанка.ру"