В длящемся уже несколько лет споре о праве судебных приставов получать сведения об абонентах сотовых компаний поставлена точка – вчера такое дело рассмотрел Высший арбитражный суд России. Признав притязания Федеральной службы судебных приставов (ФССП) незаконными, он указал не недопустимость раскрытия операторами связи данных абонентов. Принятое 5 октября решение обязательно для всех арбитражных судов, которые будут рассматривать аналогичные споры.
До высшей инстанции дошло дело ОАО «Вымпел-Коммуникации» (работающего под маркой «Билайн»). Судебные приставы, которые пытались взыскать с гражданина Наби Сайдиева более 2,7 млн рублей, обратились в сотовую компанию с запросом о предоставлении информации о наличии зарегистрированного за должником мобильного телефонного номера. После того, как юристы оператора дважды отклонили такие запросы, ФССП наложила на компанию штраф в 50 тысяч рублей за неисполнение требований судебных приставов. Инстанции арбитражного суда, рассматривая спор о законности наложенных санкций, пришли к противоречивым выводам о праве приставов запрашивать от оператора связи сведения об абонентах и его обязанности предоставлять такие данные.
Высший арбитражный суд России полностью поддержал компанию. При этом судебная коллегия ссылалась, в первую очередь, на федеральный закон «О связи», который предусматривает обязанность оператора защищать сведения об абонентах. Предоставлять их можно спецслужбам, а иным третьим лицам – только с письменного согласия самих клиентов. «Судебный пристав-исполнитель не относится к органам уполномоченным осуществлять оперативно-разыскную деятельность. Закон не содержит прямого указания на полномочие судебных приставов-исполнителей запрашивать у операторов связи сведения об абонентах – физических лицах», – констатировала коллегия Высшего арбитражного суда России.
Перспектива применения этого прецедента пока неясна. С одной стороны, 10 августа вступили в силу поправки в федеральные законы «Об исполнительном производстве» и «О персональных данных», позволяющие приставам требовать от любых лиц конфиденциальные сведения о разыскиваемых должниках. Руководство ФССП толковало их как право получать и информацию об абонентах сотовых компаний. В то же время никаких изменений в Федеральный закон «О связи», на который ссылаются служители Фемиды, внесено не было. Как уже писала «Фонтанка», возникла коллизия – приставы имеют право требования информацию об абонентах, но операторы не обязаны ее предоставлять. Новое решение высшей судебной инстанции подтвердило правоту сотовых компаний.
Напомним, что руководство ФССП обосновывает свои притязания «благородными намерениями». «Информация нам необходима для извещения самих же должников ... И делается это для их же блага, чтобы потом не было проблем в аэропортах и на вокзалах», – пояснил заместитель главного судебного пристава Санкт-Петербурга Вадим Дмитриев.