В Петербурге в четвертый раз проходит фестиваль рисованных историй «Бумфест»: в различных музейно-галерейных пространствах открылось 13 выставок, а Музей Ахматовой стал центром фестивальной жизни – лекций, мастер-классов и ярмарки комиксов. В этом году акцент сделали на французском искусстве: там комиксы занимают настолько важное место, что в школах рисовать их задают на дом.
В постсоветской среде комикс по-прежнему воспринимается как нечто развлекательное и несерьезное, гибрид иллюстраций к детским книжкам и сатирических карикатур из «Крокодила». Можно сколь угодно долго проводить параллели между комиксами и наскальными рисунками, житийными иконами, лубками, диафильмами, указывать на авторское начало, которое здесь имеет гораздо большее значение, нежели в фотографии или кинематографе, напоминать о московском концептуализме, где рассказы в картинках являются одним из ведущих жанров, – и всё равно мало кто готов назвать этот вид творчества полноценным искусством. Между тем, на Западе комиксы считаются важной сферой массовой культуры, художников-комиксистов продвигают и поддерживают национальные министерства, они непосредственно связаны с киноиндустрией и анимацией, для них организуют выставки и фестивали.
Стремясь уйти от отрицательных ассоциаций, связанных со словом «комикс», создатели петербургского «Бумфеста» предпочли называть предмет своего интереса «рисованной историей». С самого начала местный фестиваль утверждал ориентацию на западный опыт, прежде всего на крупнейший европейский фестиваль комиксов во Франции, в Ангулеме. Нынешний «Бумфест» открылся своеобразным оммажем ангулемскому смотру, который существует с 1974 года, – в БИКЦИМе можно ознакомиться с работами 41 лауреата Гран-при Ангулема, по одному за 37 лет плюс четырех обладателей спецпремий. Эти четверо – настоящие звезды мейнстрима: у Клер Бретешер носато-губастые обыватели живут негромкой, но очень насыщенной жизнью, Хьюго Пратт гоняет своих суровых парней за приключениями, Моррис устраивает ковбойские скачки, а Ундерзо веселится вместе с главными французскими комикс-героями Астериксом и Обеликсом. Также представлены автопортреты победителей, взятые со страниц их комиксов, так что выставка в целом излагает краткую историю жанра за последние четыре десятилетия.
В Музее Ахматовой целый зал отдан Эдмону Бодуану, мрачноватому художнику философского склада: он до тридцати лет работал бухгалтером, а потом решил бросить всё ради осуществления детской мечты и занялся рисунком. Сегодня на его счету 50 книг, и на выставке показаны листы из книги, принесшей Бодуану ангулемскую награду, десятки других работ, а также записные книжки, испещренные текстами и рисунками. «Моя мать всё забыла: и то, что у нее был муж, и то, что она пережила две войны, и то, что родила четверых детей. Она потеряла и свою самостоятельность и теперь писает и какает под себя» – текст характерный для Бодуана, так же как и рисунки одиноких людей в неприветливом пейзаже.
В соседнем зале музея работает творческая мастерская «А Black is a Black is a Black» – на столе, поставленном в центре, господствует черная краска, и художники Оливье Депре и Миль О'Ши печатают сотню ксилографий и превращают их в книгу. По замыслу художников, черные книги должны стоять на библиотечных полках, чтобы читатель столкнулся с абсолютной чернотой и задумался о природе книгопечатания, а может, и распознал в темном прямоугольнике привет арт-революции Казимира Малевича.
Вокруг развешаны комиксы самых разных авторов – от русского и австрийского до норвежского и японского, – экспозиция «Бес слов», главный принцип которой абсолютная изобразительность работ и полное отсутствие текстов.
Помимо признанных мэтров европейского комикса «Бумфест» показывает работы молодых французских художников – на выставке «Новая волна» в галерее «Кухня». Шопинг юной модницы от Бастьяна Вивэ, настоящее полицейское расследование от Анук Рикард, съемки красоток в садомазохистских девайсах от Нин Антико, прыжки по небоскребам от Флорана Рупперта и Жерома Мюло, трогательные скитания клювастой океаниды от Анн Симон – эти комиксы сегодня называют авторскими, альтернативными, но в них ощущается школа и оригинальный стиль. Впрочем, во Франции таких молодых и даровитых много, на выставке же идет речь всего о семи.
К французской части фестиваля относится и выставка в Музее Достоевского, посвященная Даниилу Хармсу и передаче абсурдистской прозы в комиксе: парижанин Жеральд Оклин и петербуржец Алексей Никитин в рисунке и аппликации выражают ситуации анекдота, смыслового сдвига и перевертыша, столь прочно связанные с именем знаменитого обэриута.
А в Институте Финляндии можно увидеть скандинавские рисованные истории: 11 художников из Норвегии, Дании, Швеции и Финляндии дружно подтверждают сведения об особом внимании северного менталитета к возрастным кризисам, о социопатии и невыносимой медлительности скандинавов – и в воду они ныряют поэтапно, выстраивая в голове длинные логические конструкции, и к окну подходят так, что в крупных планах успевает выразиться вся рутинность и бессмысленность повседневной жизни.
Среди особых проектов фестиваля – выставка в Музее-квартире Набокова бельгийской художницы русского происхождения Елизаветы Ивановской, которая «зацепилась» в Брюсселе после учебы благодаря королевскому заказу на оформление детских комнат во дворце и стала иллюстратором 400 книг, в основном детских. Другая важная экспозиция, в галерее Anna Nova, показывает работы Георгия Литичевского, прекрасного художника, который долгое время был единственным отечественным мастером арт-комикса. В его лубочных рисунках есть и размышления о природе искусства, и безумные танцы с саблями, и приключения товарища Луначарского, и всё это сливается в бесконечный рассказ с иллюстрациями, так как текст безусловно превалирует над картинкой.
Крупная удача нынешнего «Бумфеста» – выставка одной из самых известных художниц комикса Германии, Анке Фойхтенбергер, практически не известной в России. В арт-пространстве «Дом Роста» (улица Белинского, 9, 5 этаж) две стены покрыты ее росписями, в том числе с «фирменным» большеголовым младенцем, будто вывалившимся из нарисованной двери.
Сегодняшний «Бумфест» далеко не ангулемский фестиваль, это лишь большая творческая тусовка, которая собирает очень много молодежи и дает повод прогуляться по не самым посещаемым арт-точкам города. Комиксы легко смотреть почти в любых количествах, надо только отбросить высоколобые представления об иерархии искусств. Возможно, лет через десять и в российских школах историю будут преподавать по комиксам. Просто иначе никто ее не будет учить.
Ольга Лузина
«Фонтанка.ру»
О любопытных петербургских экспозициях читайте в рубрике «Выставки»