Генпроектировщик второй сцены Мариинского театра Кшиштоф Поморски, давая интервью "Деловому Петербургу" коснулся транпортных проблем города и рассказал о том, как он видит пути их решения. По мнению именитого архитектора лекарство от пробок искать не надо, оно валяется у нас под ногами.
"ДП": Почему, по вашему мнению, подземное строительство необходимо Петербургу?
Кшиштоф Поморски: Подземное строительство сегодня – единственный способ решить многие проблемы такого города, как Петербург, в первую очередь транспортные, инженерные, инфраструктурные, потому что земельные ресурсы для обычного строительства уже практически исчерпаны. Для того чтобы в городе было удобно жить, нужно создавать хорошие условия, повышать комфорт жизни.
"ДП": Что значит "высокий комфорт жизни"?
Кшиштоф Поморски: Один из важных показателей – сколько времени требуется человеку, чтобы добраться до работы. Если дом и работа петербуржца находятся не в одном районе, то горожане фактически живут в машине, так как тратят на дорогу 3-4 часа ежедневно. Это "сидячая тюрьма", даже хуже!
Считается, если средняя скорость транспорта в городе меньше 20км/ч, значит, город стоит. Все мировые города, которые имеют такой показатель, вкладывают все возможные средства в улучшение транспортной ситуации. Сеул, например, гордится тем, что планирует в ближайшее время увеличить этот показатель с 24 до 32 км/ч. А в Петербурге средняя скорость транспортного потока всего 16 км/ч! Я довольно близко живу от офиса – 7 км. Ночью доезжаю за 12 минут, днем за час. Бывает, когда я еду со строительной площадки второй сцены Мариинского театра, моя средняя скорость составляет 8 км/ч.
"ДП": Что вы предлагаете для решения транспортной проблемы при условии сохранения исторических архитектурных памятников?
Кшиштоф Поморски: Для этого можно было бы пересесть на велосипеды, это существенно облегчило бы всем жизнь, вот только климат у нас не тот, мы не в Париже и не в Голландии! Мировой тренд сегодня – отдать поверхность земли людям, пешеходам, а транспорт загнать под землю. Ликвидировать пробки, сделать туннели, подземные развязки и паркинги. Вот, например, Торонто – там построили целый подземный город протяженностью около 20 км. В нем расположены бизнес-центры, гостиницы, магазины, театры. Там же расположены остановки общественного транспорта и стоянки для личных автомобилей. На улице минус 20°C, а люди, приехавшие на работу, могут в костюме пройти под землей до своего офиса, сделать покупки, вечером пойти в театр, ресторан.
Мадрид убрал под землю транспортные развязки в центре, а город, между прочим, постарше Петербурга. Под Парижем, Лондоном построены протяженные автотранспортные тоннели. Если мы не пойдем по этому пути, мы превратимся в подобие Венеции. Да, там красиво, но, если вы посетите Венецию, например, в октябре, увидите абсолютно пустой город, нежилые здания, пустые окна. Люди не живут в Венеции, это музей. Вы же не хотите, чтобы и из Петербурга уехали все жители, а последний "выключил свет"?
Петербург – третий по величине город в Европе. Еще в 70-х годах прошлого века был разработан генплан территориального развития города с учетом освоения подземного пространства. В разработке этого плана принимали участие специалисты крупнейших проектных институтов страны. Была проведена очень большая и качественная работа. Генплан был принят, но приступить к его реализации не успели из–за политических и экономических событий, которые начали происходить в стране.
Сегодня реализовать тот план уже невозможно, потому что за эти годы строительство, в том числе и подземное, шло без учета планирования развития транспортной инфраструктуры. Частный бизнес застроил основные опорные точки, через которые должны проходить подземные или надземные логистические развязки. Сегодня там стоят торговые центры и жилые кварталы. Частный бизнес имеет свои права и интересы, и их не обойти. Но строить под зданиями можно, только надо строить очень глубоко.
"ДП": Насколько дороже подземное строительство по сравнению с наземным?
Кшиштоф Поморски: Да, это дорого. Но не дороже денег! Для освоения подземного пространства нет никаких объективных проблем. Освоение подземного пространства, в том числе и под исторической частью города, возможно. Какие сложности, Мариинку-2 ведь практически построили? А метро, которое проходит под историческими улицами? Надо поставить задачу и ее решать – считать и строить. Когда мне говорят, что российские технологии отсталые, я спрашиваю: "А кто в космос летает?" У нас есть все технологии, кафедра тоннелей и метрополитенов ПГУПС, "Ленметрогипротранс", вот там есть все технологии. Есть КБ ВиПС. Чего у нас нет – спросим у коллег или в Москве.
"ДП": А что целесообразнее для Петербурга – подземные парковки, подводные или паркинги на эксплуатируемой кровле?
Кшиштоф Поморски: Парковки на крышах домов в условиях петербургского климата создадут проблемы с очисткой кровель от снега, к тому же лифты, поднимающие автомобили на много этажей вверх, довольно дороги. Но в новых домах для жильцов таким образом можно решать вопрос с парковкой. А в центре, в деловых кварталах? В исторической части необходимо строить паркинги за историческими фасадами или под землей, но это можно делать только в рамках комплексной программы, после тщательной проработки генплана. Иначе можно не решить проблему, а создать новую – такие паркинги могут закрыть возможность для дальнейшего строительства подземных магистралей, тоннелей, развязок.
Этот вопрос надо решать комплексно. Во всем мире многоярусные наземные перекрестки уже в прошлом. Потому что эстакады на уровне 3-4 этажа – это некрасиво, их ликвидируют и спускают под землю. И нам нужно идти тем же путем. А строительство паркингов под водой ничуть не сложнее, а то и проще, чем под землей. Пожалуй, дешевле, потому что воду не надо вывозить.
"ДП": Если это дешевле, почему такие паркинги еще не строят?
Кшиштоф Поморски: Ну, во-первых, очень сложно согласовать такое строительство, вода принадлежит другому ведомству. Во-вторых, нужно освоить, отработать новую технологию. Строительство одного такого паркинга без перспективы строительства большого их количества нецелесообразно. Хотя в Америке подводные парковки под руслами рек давно уже существуют.
"ДП": Почему не строится такой же паркинг, например, под Мариинкой-2?
Кшиштоф Поморски: Мы разработали проект паркинга для второй сцены Мариинского театра под Крюковым каналом. Канал всего 2 метра, у него очень медленное течение, на время строительства его можно перекрыть, а потом снова воду пустить. Никакими ГОСТами и СНиПами такое решение, конечно, не описано, но не нужно думать стандартно, нужно просто думать.
"ДП": Как вы считаете, нужны ли Петербургу новые мосты?
Кшиштоф Поморски: С какой стороны смотреть? Для автомобилистов – да, нужны. Для судоходства – нет, категорически нет. По такой полноводной реке, как Нева, корабли и сейчас уже проходят на пределах своих маневренных возможностей, еще один мост – и они просто не будут успевать лавировать между их опорами! Судоходство остановится.
Кроме того, летом, в период навигации, город разделен на части. Разведенные мосты – это красиво, конечно, но бывает и опасно – скорая, пожарные... Поэтому для решения транспортной проблемы городу нужно минимум три-четыре подводных туннеля. И еще два-три туннеля, пересекающих центр города. Если их построить на глубине 50–80 метров, как метро, то строительство не повлияет на историческую застройку.
"ДП": А под Эрмитажем построить паркинг возможно?
Кшиштоф Поморски: В конце XIX века инженеры были озабочены очень сложным вопросом: бурное развитие гужевого транспорта привело к тому, что улицы больших городов оказались завалены навозом. Вопрос его уборки и утилизации перестал быть актуальным с изобретением автомобиля. Проблему парковки транспорта, возникшую через 100 лет, глобально решит какой-нибудь талантливый инженер. Но, если мне поставят задачу строительства подземного паркинга под Дворцовой площадью, я ее решу.
Кшиштоф Поморски: Закопаем пробки в землю
ПО ТЕМЕ