Перемещение на штрафстоянки будет грозить автомобилям, припаркованным на тротуарах.
Столичный мэр Юрий Лужков внес в Мосгордуму законопроект, расширяющий полномочия служб принудительной эвакуации автомобилей. Сейчас ГИБДД имеет право эвакуировать машину в 11 случаях нарушения правил дорожного движения, включая езду без документов, в пьяном виде или стоянку в тоннеле. Мэр предлагает эвакуировать автомобили еще и за стоянку на тротуарах. Эксперты говорят, что в условиях, когда парковать автомобили в Москве "негде вообще", инициатива столичных властей выглядит "верхом бесстыдства", пишет "Коммерсант".
Проектом поправок, который Юрий Лужков накануне внес в Мосгордуму, предлагается дополнить ст. 27.13 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ. В этой статье перечислены 11 случаев нарушений правил дорожного движения, в которых сотрудники ГИБДД имеют право эвакуировать автомобиль, например езда без документов, стоянка в тоннеле или на проезжей части с условием, что машина создает препятствие движению. Юрий Лужков считает, что перечень необходимо дополнить 12-м пунктом – нарушением правил стоянки на тротуарах с условием, что это создает помеху пешеходу (в настоящее время КоАП предусматривает за это штраф в размере 300 руб.).
В пояснительной записке к законопроекту приводится статистика, что за нарушение правил стоянки на проезжей части в 2009 году эвакуация автомобилей по Москве была применена к 90 052 автомобилям, тогда как припаркованные на тротуарах машины ГИБДД не имеет права увозить на штрафстоянки. Информации о том, сколько москвичей паркуют машины на тротуарах, в документе не приводится. По словам редактора законопроекта главы департамента ЖКХ и благоустройства мэрии Андрея Цыбина, число таких нарушений постоянно растет, автомобили на тротуарах мешают еще и уборочной технике, а бороться с этим можно лишь с помощью эвакуаторов. По мнению авторов проекта, изменения в КоАП продиктованы целями "повышения ответственности граждан". После принятия столичным парламентом законопроект будет направлен в Госдуму.
В профильном комитете Госдумы с отношением к столичной инициативе пока не определились. Первый зампред комитета по конституционному законодательству и госстроительству Александр Москалец заявил журналистам, что не может комментировать законопроект до тех пор, пока не ознакомится с его текстом.
Между тем глава Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин считает, что столичные власти "не понимают природы института КоАП". "Задержание автомобиля – это не наказание. Наказание – это штраф, а задержание лишь способ обеспечения наказания. Не случайно эвакуация предусмотрена не за все правонарушения", – поясняет эксперт. По словам господина Похмелкина, если припаркованная на тротуаре машина мешает движению других автомобилей, "ее можно эвакуировать на общих основаниях – поправки к КоАП для этого не нужны". "Хотите усилить ответственность – увеличивайте штраф, – считает Виктор Похмелкин. – Кроме правового есть и социальный аспект. Власть довела обстановку в городе до такого состояния, что парковаться негде вообще. И в этих условиях вместо решения проблемы с парковками предлагается такая мера. Это просто верх бесстыдства".
Напомним, что наряду с поправками к КоАП столичные власти на днях выступили еще с одной идеей в области дорожного движения. В департаменте транспорта и связи мэрии Москвы предложили создать в городе "парковочную полицию", которая взяла бы на себя часть функций ГИБДД, а именно проверку улиц на предмет соблюдения водителями правил остановки и стоянки автомобилей и выявление нелегальных парковщиков. В департаменте пояснили, что уже направили соответствующее предложение в Минтранс.