Из-за ошибки нотариуса ребенок чуть не лишился отдыха – получив завышенный в семь раз гонорар, юрист составил неверное согласие на выезд несовершеннолетнего россиянина за пределы России. Но отвечать за свои огрехи или хотя бы вернуть уплаченную за составление с ошибкой документа сумму нотариус отказался. В ближайшее время иск родителей рассмотрит суд – само нотариальное сообщество не может воздействовать на неаккуратного коллегу.
Основной аргумент сторонников созданной в России системы частного внебюджетного (так называемого латинского) нотариата, – прямая финансовая ответственность нотариуса за свои деяния, в том числе ошибки. Их деятельность застрахована, а за соблюдением законности и этики в работе с клиентами должна следить нотариальная палата.
Не нужен вам берег турецкий
В середине июля чета Котовых обратилась в нотариальную контору с просьбой удостоверить их согласие на выезд за границу дочери, планирующей встретить свое совершеннолетие без родительской опеки в Анталии. Обязанности нотариуса Дормакович исполняла ее помощница Августина Бейн: получив 700 рублей (хотя установленный федеральным законом тариф за удостоверение подписи – 100 рублей) она выдала счастливым родителям бумагу на красивом официальном бланке.
Но счастье было омрачено уже в аэропорту Пулково. Ознакомившись с представленным документом, пограничники объявили его недействительным: нотариус должна была указать реквизиты взрослого сопровождающего или ключевое слово – «без сопровождения». На обороте документа представитель пограничного ведомства сделал соответствующую официальную пометку. Но, пожалев девушку, стражи границы все же выпустили ее – ведь возвращаться она должна была уже совершеннолетней, то есть бумага с согласием родителей ей уже не потребовалась бы.
Андрей Котов – отец чудом состоявшейся путешественницы - обратился к нотариусу Дормакович с предложением вернуть уплаченный за неверное оформление согласия тариф. Но вместо извинений за действия помощника услышал массу «лестных» слов в свой адрес, включая обвинения в подделке документов и намеки на то, что он незаконно вывез ребенка (свой диалог клиент записал на диктофон).
В Нотариальной палате Санкт-Петербурга журналисту «Фонтанки» подтвердили, что разрешение оформлено с грубым нарушением закона. Если бы из-за ошибки ребенок не смог выехать из России, то родители вправе были бы через суд взыскать с нотариуса всю стоимость путевки, другие расходы, а также возмещение морального вреда. «Если ущерб причинен умышленно или в виду непрофессионализма, то расплачиваться с потерпевшим нотариус будет своим имуществом, – пояснила Марина Шабалина, инспектор-ревизор Нотариальной палаты Санкт-Петербурга. – Если неумышленно – то выплачивать возмещение будет страховая компания. По действующему закону ответственность нотариуса застрахована на 1,5 млн рублей».
Кто будет крайним?
Нотариус Дормакович категорически отказался комментировать ситуацию. Причем вполне обоснованно – за действия помощника, исполняющего его обязанности, нотариус дисциплинарной ответственности не несет, а нотариальная палата контролировать действия помощника не вправе! Максимум, что может потерпевший – подать иск о взыскании ущерба.
Впрочем, уже скоро россияне могут потерять и право возмещения убытков, причиненных частнопрактикующими служителями предварительного правосудия (так себя именуют сами нотариусы). Проект нового закона о нотариате ограничивает имущественная ответственность нотариусов – она будет наступать только при наличии его вины. Если в ситуации с ошибкой (в том числе при оформлении согласия на выезд за границу и иных ситуациях) все более-менее ясно, то как быть в случае, когда нотариус оформил сделку по подложным документам? По закону лицо признается невиновным, если оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (при соответствующей степени заботливости и осмотрительности). Очевидно, что доказать вину нотариуса можно будет, только уличив его в грубых просчетах, во всех остальных случаях он всегда может ссылаться на «должную осмотрительность».
Для многих россиян такая оговорка может оказаться очень опасной. Например, сейчас активно лоббируется восстановление института обязательного нотариального удостоверения сделок с жилой недвижимостью. Главный аргумент – необходимостью защитить «бедных и несчастных» покупателей квартир от мошенников. Действительно, чиновники Росреестра (ГБР) формально подходят к оформлению сделок, но, если будет установлен факт ненадлежащего исполнения обязанности – потерпевший также вправе обратиться с иском о возмещении убытков. Причем отвечать за ошибку сотрудника госоргана в полном объеме будет федеральный бюджет, тогда как суммы страховки (1,5 млн рублей) и стоимости имущества частнопрактикующего нотариуса далеко не всегда может хватить для покрытия причиненного его действиями (пусть даже неумышленными) ущерба. Зачем тогда надо платить нотариусу немалую (десятки тысяч рублей) сумму за услуги по оформлению того, что государственный орган с еще большей ответственностью сделает всего за тысячу рублей?
Также нотариусы намерены вернуть себе право совершения так называемой исполнительной надписи. То есть любой желающий сможет обратиться в нотариальную контору и предъявить договор, который якобы подписал его контрагент и якобы его не исполнил (например, банк указывает на не возврат заемщиком кредита). И доверившись такому «честному слову» и совершенному в простой письменной форме документу (кроме некой «закорючки» от гражданина в нем ничего быть и не может), нотариус будет выдавать фактически исполнительный лист, на основании которого судебные приставы должны взыскивать с гражданина указанный долг, «замораживать» его выезд за границу и т.д. Конечно, пострадавший может обратиться в суд, который расставит все точки над «i». Будет ли нотариус отвечать за возможный ущерб или вновь заявит о том, что проявил «должную осмотрительность»?