Неприятный конфликт произошел у нас между властями Москвы и Саратовской области. Президент Медведев поразился, сколь низки саратовские цены на продовольствие, а в окружении столичного начальника обиделись, стали махать кулаками после драки и чего-то доказывать. Казалось бы – мелочь, но если не принять мер, под угрозой окажется не только вертикаль власти, но и вся российская целостность.
Пока Владимир Путин рекламировал «Ладу Калина» в комплектации, которую публика уже окрестила «премьерской» (двойной комплект всех запчастей), Дмитрий Медведев занимался делом - поехал в Саратов. Там он, естественно, велел отвезти себя в продуктовый магазин – справиться о ценах и наличии гречки. После чего встретился с местным губернатором Павлом Ипатовым и не преминул его похвалить: «Я посмотрел цены и увидел, что они в пять раз ниже, чем в Москве».
Казалось бы – сказал и сказал, сделал человеку приятное. Однако московские власти приревновали. И в минувшую пятницу министр столичного правительства Владимир Малышков заявил, что «чуть со стула не подпрыгнул», услышав из уст президента про пятикратную разницу в ценах между Москвой и Саратовом. И начал, ссылаясь на данные Росстата, сравнивать эти цены, доказывая, что в первопрестольной они, конечно, выше, но не более, чем на 10-20%. Тогда как разница в зарплатах – в 2,5 раза. Не ограничившись изложением сухих фактов, министр принялся делать обидные для саратовского губернатора выводы про «потемкинские деревни».
Собственно, потемкинские деревни – единственное, что в этой истории нормально. Потому что как же без них? И глупо из этого секрет делать, тем более, что в блогах все жителями этих самых деревень детально и описано. Как выкапывали розы из клумбы, не попадавшей в маршрут следования президента и втыкали там, где он точно должен был проехать. Как владельцам магазинов предлагали или поменять ценники на продуктах или закрыться на время визита Дмитрия Медведева. И как о времени прибытия высокого гостя жители узнавали по гречке: появилась в магазинах – значит, ждут, а потом исчезла – значит, передумал.
А вот возмущение, которое продемонстрировали московские власти – это некрасиво и неприлично. Что чужим потемкинским деревням завидовать? Свои постройте и показывайте кому хотите. Понятно, когда несогласные про показуху кричат – им за это в вашингтонском обкоме деньги дают. Но министр московского правительства, солидный серьезный человек, должен мыслить по-государственному.
Потому что если так дальше пойдет – страшно представить, что получится. Приедет Дмитрий Медведев, допустим, в Ленобласть, прокатится по какой-нибудь ухабистой дороге, а потом попеняет Валерию Сердюкову: «Что же у вас, Валерий Павлович, одни выбоины да колдобины. Вот я в Петербурге по Каменноостровскому проспекту ездил – сразу виден европейский стандарт!» А областной губернатор нахмурится и скажет: «Вы, Дмитрий Анатольевич, попробуйте по параллельным ему улицам Чапаева и Котовского проехать – потом свой «Мерседес» по частям собирать будете».
Так в каждой губернии президенту расскажут о соседях такого, чего ему даже в блог никогда не писали. Потому что механизмы построения потемкинских деревень (а также разворовывания бюджетных средств) универсальны и любой губернатор легко сможет заложить любого своего коллегу. Причем будет это чистейшая правда.
Последствия непредсказуемы. Межрегиональные войны компроматов приведут к тому, что президент, как честный человек, утратит доверие ко всем губернаторам сразу. Губернаторы, осознав, что править им осталось недолго, начнут куражиться напоследок. В общем – анархия и весьма вероятный развал России.
Выход – в широкомасштабных межрегиональных переговорах и подписании по итогам всеми губернаторами общего соглашения. Лучше всего было бы, конечно, сохранить status quo – каждый строит свою потемкинскую деревню, а про чужую не распространяется. Но это, вероятно, уже невозможно. Поэтому должны вводиться ограничения: действительность можно приукрашивать, допустим, не более, чем на 15%, цены занижать не более, чем на 10%, а на всем пути следования президентского кортежа свежеотремонтированные дороги должны составлять не более, чем 80%.
И надо будет, конечно, ознакомить с этим соглашением президента – чтобы он дал распоряжение Минрегиону или ФАС следить за четким его исполнением.
Антон Мухин