Петербургский арбитраж отправил на независимую экспертизу детали автомобилей KIA, производителя которых американское патентное агентство заподозрило в нарушении своих авторских прав на территории России. Если специалисты подтвердят наличие в крыльях машин “полезной модели”, принадлежащей нью-йоркской компании, корейскому холдингу могут запретить ввозить авто на территорию нашей страны.
Экспертиза, по заданию суда, должна быть готова в течение месяца. Предполагается, что после этого возобновятся судебные прения, приостановленные в Арбитражном суде Петербурга и Ленобласти 14 июля 2010 года.
Установить, имеется ли в крыльях автомобилей Kia Spectra, Rio, Sorento, Carnival и Magentis “полезная модель”, запатентованная на территории России компанией «Дисконт провайдер США Инк.» поручено АНО “Центр судебных экспертиз” в Москве. Специалистам, один из которых преподает интеллектуальное и авторское право на кафедре ЮНЕСКО, в ближайшее время производитель предоставит детали кузовов своих автомобилей для тщательной проверки. Оплачивать услуги экспертов, в размере 130 тысяч рублей, суд обязал истца - «Дисконт провайдер США Инк.».
В АНО “Центр судебных экспертиз” комментировать ситуацию до завершения процедуры исследования отказались, заявив между тем, что подобные заказы не новы для их организации, и специалисты центра имеют соответствующий опыт проведения патентных экспертиз.
К слову, предыдущая экспертиза, которую провел “Дисконт провайдер” с помощью «Бюро патентных поверенных Труженикова и партнеры», уже показала, что в крыльях KIA имеются признаки использования “полезной модели”, правами на которую владеет истец. На основании этого исследования американская компания и решилась потребовать в суде запрета на ввоз в Россию автомобилей корейской марки.
Впрочем, юристы, работающие в области патентного права, уверены, что даже при положительном для американцев решении независимых специалистов, арбитражное разбирательство не приведет к исчезновению марки KIA с российского рынка. Дело в том, что в процесс, который изначально был начат в отношении петербургского дилера “Шувалово-Моторс”, включилась компания KIA Motors Rus, являющаяся официальным представителем корейской компании в Российской Федерации. Головная компания, как считают специалисты права, более подкована в решении подобных споров. Вероятнее всего, стороны в конце концов придут к мировому соглашению.
Как сообщала “Фонтанка”, исковое заявление зарегистрированной в Нью-Йорке компании «Дисконт провайдер» было подано в петербургский суд 11 марта. В заявлении отмечалось, что детали легковых автомобилей марки KIA содержат признаки «полезной модели», запатентованной в России. «Дисконт провайдер» также подчеркнул, что не давал дилеру «Шувалово-Моторс» права использовать свою интеллектуальную собственность. И потребовал запретить российской компании ввозить и продавать детали кузова автомобилей корейского производителя.
При этом юристы и деловая общественность сразу же отметили, что здесь автомобильный холдинг столкнулся с деятельностью так называемого “патентного киллера”, который занимается выкупом прав на изобретения, чтобы затем предъявлять его компаниям с целью получения денежной компенсации. В документах, представленных патентной компанией, было указано, что права на “полезную модель” (листовой материал) были выкуплены ею 2 октября 2009 года, а детали для экспертизы приобретены 27 сентября, то есть на пять дней раньше.
«Дисконт провайдер США Инк.», действительно, типичный патентный холдинг. На его официальном сайте сказано, что «компания действует в целях извлечения прибыли за счет внедрения самых передовых технологий производства и самых современных способов защиты интеллектуальной собственности». Так, «Дисконт провайдер» уже скупил ряд изобретений в области нефтепереработки на территории всего мира и успешно реализует их в режиме ноу–хау, поскольку эти изобретения еще не защищены патентами.
Кстати, если экспертиза докажет правомерность требований “патентного киллера”, а тот, в свою очередь, не пойдет на мировое соглашение, компания KIA может потерять значительную часть своего мирового рынка. Ведь, по подсчетам автоэкспертов, в России корейская компания реализует до 40% своей продукции.
При этом нужно понимать, что патентная компания может действовать не только в своих интересах, но и в интересах других автокомпаний – конкурентов KIA Motors, желающих расчистить рынок для своего товара.
Ранее по теме:
Маша Могилевская, "Фонтанка.ру"