Покупка машины для многих – это очень ответственный шаг. Начинаем с базовой комплектации, затем добавляем ГУР, ABS, ESP, EBD... Стоп, а что это такое? «Это электроника, которая поможет в критической ситуации избежать аварии», – говорят нам менеджеры. Хорошо, ее тоже заверните.
Согласитесь, подобный сценарий сплошь и рядом можно увидеть в автосалонах. Те покупатели, которые не особо владеют техническими подробностями, не всегда отдают себе отчет за что они платят. Доверие к менеджеру и «что-то слышал от кого-то» вполне способны увеличить ценник автомобиля на существенную сумму. Давайте подробнее разберемся, что это за таинственные три буквы (так исторически сложилось), которыми автопроизводители забивают рекламные буклеты.
Самой распространенной и известной аббревиатурой является ABS – Anti-lock Brake System. Эта система предотвращает блокировку колес при торможении, позволяет сохранить контроль над автомобилем в критической ситуации и не допустить прямолинейного скольжения. Как только одно из колес начинает крутиться намного медленнее остальных (блокируется), система снижает тормозное усилие этого колеса. После восстановления скорости вращения тормозное усилие восстанавливается.
Для неопытных водителей наличие ABS всегда лучше и безопасней, чем ее отсутствие. Из школьного курса физики мы помним, что сила трения скольжения меньше, чем сила трения покоя, поэтому заблокированные колеса тормозят машину хуже. Однако, это не всегда так. На рыхлых грунтах и в снегу наличие данной системы увеличивает тормозной путь, поэтому опытные водители в определенных условиях склонны отключить данную систему.
Современные системы следят за каждым из колес в отдельности и реагируют на изменения скорости их вращения буквально за мгновения. Развитие автомобильной электроники позволило создать более полную и эффективную систему, в которой ABS – лишь один из компонентов. Еще одним помощником с 1996 года стала «Brake Assist» – электронная система экстренного торможения. Связанная с огромным количеством датчиков она способна различить простую остановку на светофоре и критическую ситуацию. В последнем случае все тормозные системы автомобиля задействуются в полную силу, что позволяет экономить драгоценные метры пути.
Следующие в нашем списке – буквы ESP (Она же ESC, ASMS, DSC, FRD, VSA, VSC). Автопроизводители не зря добавляют эту систему в стандартное оснащение все большего количества машин, а менеджеры не зря советуют потратить на нее еще 20 тысяч рублей. ESP (Electroniс Stability Control) – это электронный контроль устойчивости автомобиля. Его по праву считают одним из самых важных изобретений в автомобильной безопасности после ремней.
Эволюция ABS и появление датчиков поворота руля, акселерометров заставило автомобиль двигаться именно туда, куда смотрит руль. Обычно электроника вмешивается в тот момент, когда контроль над машиной уже потерян или вот-вот будет потерян. В этом случае она подтормаживает одно или несколько колес таким образом, чтобы вернуть транспортное средство на начальную траекторию. При этом задействуется EBD – система распределения тормозных усилий. Некоторые производители разрешают этой системе «душить» двигатель или, наоборот, добавлять газу.
Таким образом, внезапный занос или неверно выбранная скорость в повороте в большинстве случаев не ведет к аварии, а лишь пугает водителя. Однако не стоит доверять электронике целиком и полностью – никакие микросхемы не в силах заменить человеческий разум и законы физики. Многие автопроизводители позволяют отключить данную систему целиком или частично, чтобы опытные водители смогли «похулиганить» и почувствовать свою машину в критических ситуациях.
Еще одной составляющей контроля курсовой устойчивости является система ASC (DTS, TSC, ASR, ETC, TCS, STC, TRACS, ASC+T) – Anti-Slip Control. Антипробуксовочная система (иногда ее называют трэкшн-контролем) не дает колесам буксовать при излишнем нажатии педали газа или на неоднородном покрытии. Данная система, например, позволяет ускорить автомобиль на чистом льду намного быстрее, чем без нее.
HDC (Hill Descent Control) поможет спуститься с горы и не допустить разворота автомобиля боком на склоне. Активировав ее, водитель может убрать ноги с педалей и наблюдать за тем, как электроника сама выборочно подтормаживает колеса и «душит» двигатель, чтобы автомобиль двигался на предельно малой скорости по заданной траектории.
SRS (Supplementary Restraint System) – это обозначение подушек безопасности или эйрбегов (airbag). Бывают фронтальные, боковые, занавески по бокам или коленные. Всего в современных автомобилях может быть от нуля до десяти подушек.
VVT-I (Valve Variable Timing-intelligent) – система изменяемых фаз газораспределения, позволяющая улучшить характеристики мотора, а также снизить расход топлива и вредные выбросы. Каждый автопроизводитель называет ее по-разному, поэтому еще можно увидеть следующие названия: VTEC, VANOS, NVCS, VIS, CVVT.
ГУР (или ЭУР) – это гидро- (или электро-) усилитель руля, который при помощи насоса или электродвигателя помогает вращать элементы рулевого управления. Бывает, что при очень быстром повороте руля производительности насоса ГУРа не хватает, поэтому водитель может почувствовать резко возросшее сопротивление руля.
В автомобильной индустрии подобных обозначений великое множество, поэтому рассказать обо всех вряд ли возможно. Однако основные аббревиатуры, а также назначение систем, которые под ними скрываются, знать полезно. Это позволит вам, трезво оценив свои водительские навыки, избежать лишних трат при покупке автомобиля и выбрать, какой именно электронике вы доверите заботу о себе и своих близких.