Иностранцам, которые стремятся в Россию на заработки в безвизовом порядке, отныне нужно получать патент на право работать. Что это: просто бюрократия или реальный механизм контроля за вышедшими из тени нелегалами, разбиралась «Фонтанка».
Пока новый документ на руки получили единицы — закон о патенте вступил в силу 1 июля 2010 года, а срок выдачи документа — 10 суток. Как сообщила в разговоре с корреспондентом «Фонтанки» руководитель миграционной службы по Петербургу и области Елена Дунаева, в настоящий момент документы в УФМС подали не более 130 соискателей. В связи с этим, на прошедшей 16 июля расширенной коллегии ГУВД она попросила своих коллег из территориальных управлений внутренних дел обратить особое внимание подчиненных на иностранцев. Очевидно, что сегодня патент не может быть на руках у каждого второго.
Непривычный пока документ требуется тем, кто хочет трудиться в частном секторе, но не на предприятиях и в компаниях, а у физических лиц. В соответствии с изменениями в законодательстве, иностранец уплачивает за патент налог в размере 1000 рублей в месяц. Срок действия патента — от одного до трех месяцев с возможностью продления. При этом к закону есть вопросы. С одной стороны — те, кто раньше трудился «по-черному», могут безболезненно выйти из тени, с другой, в перечне документов, требующихся для получения патента, явно чего-то не хватает.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13.3 Федерального закона «О внесении изменений в федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в орган ФМС нужно предоставить заявление о выдаче патента, документ, удостоверяющий личность, миграционную карту с отметкой органа пограничного контроля о въезде или с отметкой территориального органа исполнительной власти в сфере миграции, документ об уплате налога, сведения о видах трудовой деятельности у физических лиц.
В этом списке на первый взгляд явно не помешали бы, например, данные о состоянии здоровья (для «визовых» гастарбайтеров медосмотр обязателен), а равно и подтверждения, имеет ли соискатель проблемы с законом, как на территории России, так и на своей родине (даже зная о таких проблемах, отказать в выдаче патента нельзя, ибо такое основание не прописано в законе). Кроме того, не указывается и работодатель, что значительно усложняет контроль за работником. Не только с точки зрения его вероятной опасности для общества при свободном перемещении, но и с точки зрения безопасности самого иностранца — дабы исключить возможность его попадания в «трудовое рабство».
В связи с этим мы попросили Елену Дунаеву прокомментировать ситуацию с патентами. Но глава УФМС не стала давать оценки уже принятому законодательному акту, так как представляет сугубо исполнительный орган власти и, в любом случае, ее подразделение не может отказаться от выполнения закона. В связи с чем на прошедшей 16-го июля коллегии она обратилась в первую очередь к милиционерам области с просьбой активизировать работу в частном секторе, где в основной массе и будут трудиться «запатентованные». Что касается отсутствия графы о работодателе, то это, по словам Дунаевой, понятно — он обычно указывается при перспективе длительного трудоустройства, а в данном случае речь идет о кратковременной работе. Две недели у одного, неделю у другого.
В связи с вышесказанным, основной контроль возлагается на участковых, которые должны быть главными на своей земле. Особенно в сельской местности, подчеркнула Дунаева. Она считает, что милиционер должен реально понимать положение вещей и следить за использованием нашими согражданами иностранной рабочей силы и проверять наличие патентов у работающих.
«Меня тревожит ситуация с трудовыми мигрантами в области, так как за последние 6 месяцев произошел прирост преступлений, совершаемых иностранцами именно на территории Ленинградской области», - сказала она. Кстати, в ходе своего выступления на коллегии Елена Дунаева попросила руководителей УВД довести до своих подчиненных и жителей информацию о том, что патенты можно проверить наравне с разрешениями на работу по базе УФМС на сайте ведомства. Несмотря на то, что документ имеет ряд степеней защиты — только уточнение данных по базе гарантирует его подлинность.
Через 3 года законодатель предусмотрел и еще одно средство поддержки для милиционеров и миграционщиков. С 1 января 2013 для иностранцев указанной категории станет обязательным фотографирование и дактилоскопия. Пока же работать придется в заданных условиях.
Ксения Потеева,
«Фонтанка.ру»