Девятый арбитражный апелляционный суд Москвы рассмотрит 13 мая 2010 года жалобу ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) на решение суда о законности временного запрета эксплуатировать вагоны, которые в том числе входили в состав "Невского экспресса".
Об этом «РБК» сообщили в суде. Компания оспорила в апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Москвы от 1 марта 2010 года, отказавшего в удовлетворении иска РЖД об отмене временного запрета эксплуатировать вагоны.
Суд первой инстанции удовлетворил ходатайство истца о слушаниях в закрытом режиме, несмотря на то, что представитель ответчика и одного из третьих лиц выступили против удовлетворения этого ходатайства. Также суд отказал в удовлетворении ходатайства Ространснадзора о неподведомственности этого дела арбитражному суду.
Напомним, что 1 декабря 2009 года Ространснадзор выписал предписание в адрес ОАО "Российские железные дороги" с требованием до 3 декабря снять с эксплуатации в скоростном движении вагоны модели 61-4192, использовавшиеся в составе "Невского экспресса", до выяснения причин произошедшей 27 ноября 2009 года аварии этого поезда и принятия мер по усилению крепления пассажирских кресел. ОАО "РЖД" оспорило это предписание в суде.
Ранее в ряде СМИ появилась информация, что непосредственной причиной гибели пассажиров поезда стало недостаточно высокое качество кресел, установленных в салонах вагонов, которые во время катастрофы были сорваны со своих мест.
Позднее Тверской вагоностроительный завод (ТВЗ) - предприятие-производитель вагонов для "Невского экспресса" - сделал заявление о том, что кресла, установленные в вагонах этого типа поездов, соответствовали нормам. Там отметили, что при проектировании вагонов учитывались действующие нормы безопасности для подвижного состава и проводились необходимые комплексные испытания. Использованные в конструкции вагона кресла прошли двухступенчатые прочностные испытания - вначале отдельно, затем в составе вагона. При этом отмечалось, что нормативное ускорение, на которое рассчитывается конструкция внутреннего оборудования вагона, включая кресла и узлы их крепления, принимается равным 4g. По экспертной оценке, во время аварии "Невского экспресса" перегрузка достигала величины более 12g, то есть превышала нормативную втрое.
В 21:25 по московскому времени 27 ноября 2009 года на 284-м км Октябрьской железной дороги на перегоне Алешинка-Угловка с рельсов сошли два последних вагона пассажирского поезда N166 "Невский экспресс", следовавшего из Москвы в Петербург. Согласно основной версии правоохранительных органов, причина аварии - подрыв неустановленного взрывного устройства, мощность которого составила около 7 кг в тротиловом эквиваленте. По факту крушения поезда возбуждено уголовное дело по ст.205 (терроризм) и ст.222 (незаконный оборот оружия) Уголовного кодекса РФ. Жертвами катастрофы стали 27 человек. 15 января 2010 года число жертв увеличилось до 28 - в больнице Москвы в результате острой коронарной недостаточности и инфаркта миокарда скончалась женщина.