Афиша Plus Театры Итоги фестиваля «Мариинский»: Пластика и современность (фото)

Итоги фестиваля «Мариинский»: Пластика и современность (фото)

1 303
Итоги фестиваля «Мариинский»: Пластика и современность (фото) | www.fontanka.ruИтоги фестиваля «Мариинский»: Пластика и современность (фото) | www.fontanka.ru

Завершил свою работу Х юбилейный Фестиваль балета «Мариинский». Подведем же его итоги; он оказался ярче, чем предполагалось. О двух из пяти его премьер, «Анне Карениной» и «Кармен-сюите», «Фонтанка» уже писала; пройдемся же коротко по тому, что еще не попало в поле нашего зрения, отметив из всех событий, как показалось, наиболее яркие.

Три другие премьеры были даны в один вечер, названный «New Generation», «Новое поколение». Это были произведения трех молодых хореографов – не то, что бы совсем юных, но еще только набирающих силы. Наиболее зрелым из троих показался Эдвард Льянг, правда, не столько в мариинской премьере («Полет ангелов»), сколько в спектакле Новосибирского театра оперы и балета с претенциозным названием «Бессмертие в любви» («Immortal beloved») на музыку Ф илипа Гласса, которым открывался заключительный гала-концерт фестиваля. Там увлекали сами свойства танца: та не по-балетному энергичная упругость, которой он был насыщен, и тот почти спортивный напор, с каким хореографические комбинации сменяли друг друга.

"Бессмертие в любви", хореограф Эдвард Льянг"Бессмертие в любви", хореограф Эдвард Льянг
"Бессмертие в любви", хореограф Эдвард Льянг



Другой молодой хореограф Юрий Смекалов, который год назад появился с обаятельной и свежей миниатюрой «Parting», а потом несколько озадачил многозначительным и бестолковым «Предчувствием весны», опять предложил программный балет. Услышать в равелевском «Болеро» тему индустриальной мощи, прибавить выразительные конструктивистские декорации с видеопроекцией (Александр Лециус, Юрий Давыдов) – вполне нормально, почему нет? Но, помилуйте, приплести сюда аллегории грехов, да еще снабдить все это комментариями из нравоучительной церковной книжки второй половины XIX века, гораздо более архаичной, чем и современные, и древние тексты на ту же тему? Да еще обработав их по собственному разумению? Да еще, вспомнив Пину Бауш – знаменитый эпизод из ее балета «Гвоздики» – прибегнуть к помощи педагога-сурдопереводчика, чтобы дословно перевести всё это на язык глухонемых? Довольно сложно согласиться с подобным направлением балетмейстерского мышления.

"Завод "Болеро", хореограф Юрий Смекалов"Завод "Болеро", хореограф Юрий Смекалов
"Завод "Болеро", хореограф Юрий Смекалов



Словно для сравнения нам дали возможность еще раз увидеть «Жизель» Матса Эка. Матс Эк балет не очень-то любит, он любит танец-модерн, и к балету подход у него более чем парадоксальный. Судите сами: Жизель – деревенская дурочка в напяленном на голову берете, Альберт – гомосексуалист, а раз уж героиня в конце первого акта сходит с ума, то второй разворачивается в сумасшедшем доме, где вместо вилис – пациентки в белых больничных рубахах, а их повелительница Мирта – сиделка. Такой вот нахальный поворот; но при этом тончайшие хореографические ходы: в танце модерн переосмыслен канонический текст великого балета. Спектакль Эка весь построен на ироничных цитатах: в совершенно иной художественной системе постоянно возникает узнаваемый рисунок движений, порой резко сниженных (например, созданный ногами вместо рук в сцене вилис на полу). В этом узнавании и кроется главное обаяние и пластическое остроумие матс-эковской «Жизели».

«Жизель» Матса Эка«Жизель» Матса Эка
«Жизель» Матса Эка



Но, пожалуй, подлинной художественной вспышкой фестиваля стало выступление москвички Натальи Осиповой в обычной, репертуарной «Жизели». Оно одновременно воскрешало романтический миф и было полно жестких энергий сегодняшнего дня, так что старинный балет обрел у нее и поражающую первозданность, словно он поставлен здесь и сейчас, и авангардистскую радикальность. На моей памяти такой Жизели еще не было.

Наталья Осипова в "Жизели"Наталья Осипова в "Жизели"
Наталья Осипова в "Жизели"



Тут можно говорить о замечательной элевации Осиповой, о ее баллоне и прозрачном, воздушном прыжке, воскрешающем легенды о танцовщицах эпохи романтизма, а можно сказать о темпераменте, волевом начале танца, о фантастической скорости вращений и мощном владении темпами, о том, что движение у нее совершается без малейшего видимого усилия и вместе с тем налито колоссальной энергией. Во втором акте ее кружит по сцене какой-то страшною силой, швыряет, выносит за кулисы – и всё это не нарушая ни текста, ни классического рисунка, ни ощущения бестелесной невесомости. А история обманутого доверия, простая и трагическая, и эфемерность границы жизни и смерти перед лицом любви – становились оглушительно настоящими и оказывались универсальнее дорогого нашему сердцу, но слишком привязанного к своей «современности» спектакля Эка.

Екатерина Кондаурова в "Рубинах"Екатерина Кондаурова в "Рубинах"
Екатерина Кондаурова в "Рубинах"



Отметим также Леонида Сарафанова, партнера Осиповой: он был хорош – не только легок и виртуозен в танце, но вся роль у него была сделана осмысленно, и все ее нюансы, даже те, что обычно стерты, наполнились конкретным, психологически убедительным смыслом, а сама роль – и танец, и игра – темпераментным динамизмом. Здесь были ясны отношения графа с каждым из героев, и что он чувствует, что решает, оказавшись в своем крестьянском маскараде перед Герцогом, и почему он, дворянин, бросает шпагу.

Дэвид Холберг и Денис Матвиенко: мужской дуэт Ролана ПетиДэвид Холберг и Денис Матвиенко: мужской дуэт Ролана Пети
Дэвид Холберг и Денис Матвиенко: мужской дуэт Ролана Пети



Упомянем также стильную Екатерину Кондаурову, исполнившую вторую партию в «Рубинах» Баланчина, мужской дуэт Ролана Пети в исполнении Дэвида Холберга и Дениса Матвиенко, изобретательный хореографически, но очень смутивший пуритан в партере. И конечно, Алину Кожакару и ее партнера Мартина Ведэла Якобсена, которые со своим тревожным номером из балета «Потерянная история» (хореография Кима Брэндстропа) казались залетевшими с другой планеты.

Инна Скляревская
«Фонтанка.ру»

Фото: Наташа Разина/ пресс-служба Мариинского театра

О других театральных событиях в Петербурге читайте в рубрике «Театры»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
ТОП 5