Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Театры Музыкальный театр на неделе: 19 – 26 февраля (фото)

Музыкальный театр на неделе: 19 – 26 февраля (фото)

352

C отъездом главного дирижёра на гастроли Мариинка превращается в театр вялотекущей оперы и пока ещё неувядшего балета. В Михайловском театре – долго готовившиеся и долгожданные премьерные спектакли «Иудейки» Галеви, в остальных же театрах пока, как говорят синоптики, – без существенных изменений. Своеобразное путешествие «назад, в будущее» можно совершить в Мариинке на балете «Шурале»: выдающийся хореограф Леонид Якобсон сочинял свои произведения, опираясь на опыт и достижения самого Мариуса Петипа – и тем не менее, не только создал целую эпоху в балете, но и до сих пор считается новатором в хореографическом искусстве.

Хореографическая сказка Якобсона

В тридцатые годы в СССР принялись активно развивать национальную культуру народов Советского Союза. Благодаря этому, к числу весьма удачных опытов (это как минимум) академической музыки, оперы и балета сегодня можно смело отнести и первый грузинский балет «Мзечабуки» («Сердце гор»), написанный в 1936 году воспитанником Ленинградской консерватории А. Баланчивадзе, поставленный В. Чабукиани и оформленный С. Вирсаладзе; и первый армянский балет «Счастье» (ныне более известный, как «Гаянэ»), который (кстати, по личному пожеланию А. Микояна) написал в 1939 году выпускник Московской консерватории А. Хачатурян – и разумеется, балет Ф. Яруллина «Шурале».

Леонид Якобсон



В 1934 году было принято постановление о создании театра оперы и балета и в Казани. В связи с этим в Московской консерватории начала работу татарская оперная студия, куда вошли студенты-композиторы, и среди них – двадцатилетний Фарид Яруллин, который начал сочинять балет «Шурале» по поэме татарского поэта Габдуллы Тукая. Вскоре балет «Шурале» был включен в репертуарный план нового театра – тем более, что декада татарского искусства уже была запланирована на август 1941 года.

По такому поводу в Казань прислали постановщика первого национального балета – Леонида Якобсона. Якобсон прежде всего переработал либретто. Отбросив побочные линии, он выделил и заострил главную, драматизировал конфликт, развил образы героев, и так далее. Заведующий литературной частью, поэт Муса Джалиль, был страшно недоволен: «Шурале по сказкам и произведениям Тукая представляется нам совершенно иным», – писал он.

К июню клавир был готов – но то был июнь 1941 года. Третьего июня прошла генеральная репетиция, а дальше судьбы деятелей татарской культуры, занимавшихся постановкой «Шурале», сложились трагически: композитор Фарид Яруллин погиб на фронте в октябре 1943 года, пав смертью храбрых под Витебском, где и был похоронен, а завлит Муса Джалиль в 1944 году был казнен в берлинской тюрьме. Премьера балета прошла в Казани 12 марта 1945 года в редакции Л. Жукова и Г. Тагирова.

А Л. Якобсон завершил свою работу над балетом в 1950 году, когда «Шурале» решили поставить в Ленинграде. Для Кировского театра либретто было окончательно переделано, а музыка дописана и оркестрована композиторами В. Власовым и В. Фере. Балет сменил название на «Али-Батыр», но ненадолго: по настоянию вдовы Яруллина, прежнее название вскоре вернули.

Через год после ленинградской премьеры балет Якобсона получил государственную премию, а через пять лет был перенесен в Большой театр. В Ленинграде партию Сюимбике танцевали А. Шелест, Н. Дудинская, И. Зубковская, Али-Батыра – Б. Брегвадзе, К. Сергеев, А. Макаров, Шурале – И. Бельский и Р. Гербек; позднее при возобновлениях в Москве в нем блистали М. Плисецкая, М. Кондратьева, В. Васильев.

"Шурале" Леонида Якобсона



«Леонида Якобсона я вообще ставлю выше всех на свете… Выдуманные им движения ранее не существовали. Он ставил танец, а не па из классического балетного класса… Не задумываясь, он воспроизводил танец немедленно. Его фантазия – рог изобилия. По одаренности от природы, по гениальности равному ему хореографа я больше в жизни не встречала», – говорила Майя Плисецкая.

Не так давно в Мариинском театре возобновили легендарную постановку Якобсона 1950 года. Её можно увидеть 21 февраля в 19 часов на основной сцене Мариинки. В главных партиях: Сюимбике – Майя Думченко, Али-Батыр – Иван Ситников и Шурале – Константин Зверев.

Кстати, для тех, кто любит сравнения типа «что было – что стало», можно купить на DVD фильм-балет «Шурале» 1980 года режиссера Олега Рябоконя. Правда, это не совсем балет: в фильме также звучат стихи татарских поэтов – но зато читает их Николай Мартон. Главные партии танцуют Татьяна Бережная (Сюимбике), Вадим Бударин (Али-Батыр) и Николай Остальцов (Шурале). Оркестр Театра им. С. М. Кирова играет под управлением блистательного балетного дирижёра Виктора Федотова.

Кирилл Веселаго, Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях