C отъездом главного дирижёра на гастроли Мариинка превращается в театр вялотекущей оперы и пока ещё неувядшего балета. В Михайловском театре – долго готовившиеся и долгожданные премьерные спектакли «Иудейки» Галеви, в остальных же театрах пока, как говорят синоптики, – без существенных изменений. Своеобразное путешествие «назад, в будущее» можно совершить в Мариинке на балете «Шурале»: выдающийся хореограф Леонид Якобсон сочинял свои произведения, опираясь на опыт и достижения самого Мариуса Петипа – и тем не менее, не только создал целую эпоху в балете, но и до сих пор считается новатором в хореографическом искусстве.
Хореографическая сказка Якобсона
В тридцатые годы в СССР принялись активно развивать национальную культуру народов Советского Союза. Благодаря этому, к числу весьма удачных опытов (это как минимум) академической музыки, оперы и балета сегодня можно смело отнести и первый грузинский балет «Мзечабуки» («Сердце гор»), написанный в 1936 году воспитанником Ленинградской консерватории А. Баланчивадзе, поставленный В. Чабукиани и оформленный С. Вирсаладзе; и первый армянский балет «Счастье» (ныне более известный, как «Гаянэ»), который (кстати, по личному пожеланию А. Микояна) написал в 1939 году выпускник Московской консерватории А. Хачатурян – и разумеется, балет Ф. Яруллина «Шурале».
В 1934 году было принято постановление о создании театра оперы и балета и в Казани. В связи с этим в Московской консерватории начала работу татарская оперная студия, куда вошли студенты-композиторы, и среди них – двадцатилетний Фарид Яруллин, который начал сочинять балет «Шурале» по поэме татарского поэта Габдуллы Тукая. Вскоре балет «Шурале» был включен в репертуарный план нового театра – тем более, что декада татарского искусства уже была запланирована на август 1941 года.
По такому поводу в Казань прислали постановщика первого национального балета – Леонида Якобсона. Якобсон прежде всего переработал либретто. Отбросив побочные линии, он выделил и заострил главную, драматизировал конфликт, развил образы героев, и так далее. Заведующий литературной частью, поэт Муса Джалиль, был страшно недоволен: «Шурале по сказкам и произведениям Тукая представляется нам совершенно иным», – писал он.
К июню клавир был готов – но то был июнь 1941 года. Третьего июня прошла генеральная репетиция, а дальше судьбы деятелей татарской культуры, занимавшихся постановкой «Шурале», сложились трагически: композитор Фарид Яруллин погиб на фронте в октябре 1943 года, пав смертью храбрых под Витебском, где и был похоронен, а завлит Муса Джалиль в 1944 году был казнен в берлинской тюрьме. Премьера балета прошла в Казани 12 марта 1945 года в редакции Л. Жукова и Г. Тагирова.
А Л. Якобсон завершил свою работу над балетом в 1950 году, когда «Шурале» решили поставить в Ленинграде. Для Кировского театра либретто было окончательно переделано, а музыка дописана и оркестрована композиторами В. Власовым и В. Фере. Балет сменил название на «Али-Батыр», но ненадолго: по настоянию вдовы Яруллина, прежнее название вскоре вернули.
Через год после ленинградской премьеры балет Якобсона получил государственную премию, а через пять лет был перенесен в Большой театр. В Ленинграде партию Сюимбике танцевали А. Шелест, Н. Дудинская, И. Зубковская, Али-Батыра – Б. Брегвадзе, К. Сергеев, А. Макаров, Шурале – И. Бельский и Р. Гербек; позднее при возобновлениях в Москве в нем блистали М. Плисецкая, М. Кондратьева, В. Васильев.
«Леонида Якобсона я вообще ставлю выше всех на свете… Выдуманные им движения ранее не существовали. Он ставил танец, а не па из классического балетного класса… Не задумываясь, он воспроизводил танец немедленно. Его фантазия – рог изобилия. По одаренности от природы, по гениальности равному ему хореографа я больше в жизни не встречала», – говорила Майя Плисецкая.
Не так давно в Мариинском театре возобновили легендарную постановку Якобсона 1950 года. Её можно увидеть 21 февраля в 19 часов на основной сцене Мариинки. В главных партиях: Сюимбике – Майя Думченко, Али-Батыр – Иван Ситников и Шурале – Константин Зверев.
Кстати, для тех, кто любит сравнения типа «что было – что стало», можно купить на DVD фильм-балет «Шурале» 1980 года режиссера Олега Рябоконя. Правда, это не совсем балет: в фильме также звучат стихи татарских поэтов – но зато читает их Николай Мартон. Главные партии танцуют Татьяна Бережная (Сюимбике), Вадим Бударин (Али-Батыр) и Николай Остальцов (Шурале). Оркестр Театра им. С. М. Кирова играет под управлением блистательного балетного дирижёра Виктора Федотова.
Кирилл Веселаго, Фонтанка.ру