Арт-повестка недели почти целиком посвящена фотографии. Память как внутренний пульс электронных устройств, мемуары о советском кинематографе, академик Сахаров «без галстука», ностальгия по архитектуре Петербурга. К этому прибавьте рисунки художника-маргинала и необычную выставку об историческом казусе – как американец воевал против нацистов с американской и с советской стороны.
Электронный космос
С 15 февраля в Музее сновидений Фрейда показывают проект «Память», новую работу недавнего выпускника Фонда «Про Арте» по программе «Новые технологии в современном искусстве» Антона Хлабова – одного из самых многообещающих молодых художников города. С 2006 года он успел поучаствовать в десятке крупных проектов: II Московская биеннале, «проартевский» фестиваль «Современное искусство в традиционном музее», российский фестиваль видеоарта OutVideо, фестиваль Avanto в Хельсинки. Хлабов сочетает техники флэш-анимации, фотографии и видеоарта, а в новой работе создает образ электронного «хранилища», задача которого – материализовать и сохранить память, закрепить власть над собственным прошлым. Черные квадраты – ячейки хранилища информации, разнообразные белые значки – символы электронных устройств хранения, чипов и процессоров. Значки то четкие, то размытые – отсюда впечатление пульсации. Они сплетаются в бесконечные ряды крестиков-ноликов – этакую паутину памяти, которая равнодушно и безостановочно консервирует человеческие мысли.
Реабилитация бабочек
С 15 февраля в Немецком культурном центре им. Гете открыта выставка Ильгара Наджафова «Цветные сады». Это яркие, многоцветные рисунки, на которых светлое пространство заполнено цветами, камнями, звездами, какими-то насекомообразными существами, воздушными шарами, и в веселом кишении обнаруживаются бабочки, рыбы, велосипеды, черты человеческого лица и части тела. Бурная суета на рисунках резко контрастирует с реальной жизнью автора, инвалида, приписанного к психоневрологическому диспансеру, – его выставка организована в рамках программы по реабилитации людей с множественными нарушениями. Наджафов занимается в художественной студии при интернате, играет в любительском театре Гамлета – только бы не сдаться энтропии и смерти. Его работы полны энергии жизни – это, кажется, главная ценность маргинального арта, так редко встречающаяся в усталом современном искусстве.
Дома и на работе
17 февраля в Музее Анны Ахматовой открываются две выставки: «Андрей Сахаров в фотографиях Юрия Роста» и «Памяти Юрия Векслера». На первой собраны снимки академика Сахарова, сделанные знаменитым журналистом и фотографом, одним из лучших фотокорреспондентов СССР: в домашней одежде, в окружении вытертых полов и полок с книгами предстает создатель советской водородной бомбы, лауреат Нобелевской премии мира и автор проекта новой Конституции, один из тех людей, которых легко забыть, но без которых, как без воздуха, душно и тошно. Сахарова нет с нами уже двадцать лет, нет и перестроечного энтузиазма, но в фотографиях Роста живет дух эпохи, когда академик запросто мог позировать в спортивной кофте, с забинтованной рукой и в тапочках.
Вторая экспозиция сделана к 70-летию со дня рождения кинооператора Юрия Векслера, мастера того советского кинематографа, в котором визуальное совершенство одержало верх над идейностью и партийностью. Самыми важными задачами он считал съемку крупным планом – лиц, пейзажей, натюрмортов – и работу со светом и атмосферой, благодаря которым возникало непередаваемое ощущение достоверности. Кадры из знаковых фильмов 1970-80-х годов – «Старший сын», «Женитьба», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» – показаны рядом с семейными фотографиями, ранними снимками Векслера, его портретами работы разных авторов. Выставку будут сопровождать киносеансы: «Ключ без права передачи», «Отпуск в сентябре» и «Пацаны».
Наднациональный герой
Строгановский дворец с 18 февраля приглашает на выставку к 65-летию Победы «Герой двух наций», рассказывающую об американском десантнике Джозефе Байерли, который в годы Второй мировой войны воевал в составе американской и советской армий. Сразу после открытия Второго фронта он подорвал электрическую подстанцию и попал в плен к нацистам, дважды бежал, но его ловили. А в начале 1945 года прибился к советской танковой бригаде и автоматчиком на американском танке «Шерман» освобождал польские и немецкие города. На выставке доблестный воин Байерли представлен всесторонне – от орденов и медалей до личных вещей и фотографий.
Архитектура уходит красиво
19 февраля в галерее Anna Nova открывается выставка фотографий Владимира Кукурузы «Затерянные миры. Реставрация». Кукуруза снимает Новую Голландию, Кировский стадион, фабричные корпуса «Красного треугольника» – все эти памятники еще живут, но должны вскоре подвергнуться масштабной перестройке. Фотографии намеренно изящные и романтичные, словно автор жалеет архитектуру, но это не жалость, а многозначительное кивание на культурную память, для которой руина окутана ореолом красивого страдания. Фотограф будто представляет себе, как он будет ностальгировать по этим видам, когда их не станет, – очень точная метафора самой петербургской архитектуры, что веками воображает, как элегантно она состарится.
Ольга Лузина
«Фонтанка.ру»
О других любопытных петербургских экспозициях читайте в рубрике «Выставки»