МВД выступило с инициативой ужесточить правила продажи и использования травматического оружия. Произошло это после того, как президент Медведев выговорил министру Нургалиеву за то, что такое оружие в стране продается «кому угодно». До этого постоянно растущая статистика применения россиянами травматики в конфликтных ситуациях (очень часто — с тяжкими последствиями) силовиков не смущала.
«За последнее время произошел целый ряд преступлений с использованием травматического оружия. Я поручаю министру разработать правила, касающиеся оборота травматического оружия, если необходимо - внести изменения в законодательство об оружии с тем, чтобы приобретение и последующее использование такого рода оружия было регламентировано», - заявил глава государства в своей резиденции в Горках на совещании по вопросам реформирования МВД. На все про все Медведев дал Нургалиеву 10 дней.
Не дожидаясь означенного срока, МВД уже разработало предложения с учетом всех пожеланий президента. Ужесточение в первую очередь коснется процедуры лицензирования. Помимо получения справок об отсутствии судимости и состоянии здоровья планируется сделать обязательным контрольный отстрел гильзы газового оружия — с занесением данных в федеральную пулегильзотеку. В МВД не исключают, что для желающих иметь травматику введут специальное обучение с экзаменом по применению оружия. Также, согласно инициативе, оборот травматического оружия могут приравнять к обороту огнестрельного, а административную и уголовную ответственность за его неправомерное применение - ужесточить. Скорее всего, появятся ограничения и в области ношения травматики.
По мнению ряда экспертов, все предлагаемые меры припозднились. Решать конфликты в стиле «Дикого Запада» в России начали уже давно. В Петербурге наиболее резонансные преступления с применением травматического оружия фиксировались еще в 2007 году. Так, 27 января ссора участников движения привела к смерти одного из них. А ситуация была простейшая: при повороте с набережной Адмирала Макарова на Тучков мост водитель «Фольксвагена» резко затормозил, в него врезался джип «Вольво», за рулём которого сидела женщина. Когда водитель «Фольксвагена» вышел из машины, к нему направился пассажир «Вольво». Сначала он ударил невольного виновника ДТП кулаком в лицо, после чего достал травматический пистолет «Оса» и дважды выстрелил. Одна из пуль попала мужчине в голову. Пострадавшего госпитализировали в 3-ю городскую больницу, ему была сделана операция. Но 15 марта 2007 года он умер. Стрелявший в него пассажир «Вольво» оказался заместителем (на данный момент уже бывшим) генерального директора ЗАО «Дельта Телеком» (оператор «Скай Линк») Игорем Демником.
1 июня того же года, в 22:30, на Театральной площади у выезда с парковки Мариинского театра произошел конфликт между сотрудником ГИБДД и офицером ФСБ. Точку в споре поставил выстрел из «Осы» (которая, кстати говоря, не была зарегистрирована) в чекиста. Одна пуля прошла по касательной, вторая попала в носовые пазухи. Офицер в тяжелом состоянии был доставлен в Александровскую больницу. Стрелявший был задержан практически сразу.
29 мая 2007 года в результате стрельбы из «Осы» пострадал сотрудник ГИБДД. Обидчиком оказался заместитель начальника Военно-медицинской академии. Около 22 часов сотрудники КПМ «Осиновая роща» попытались остановить «Тойота-Камри», двигавшуюся на большой скорости в сторону Сертолово. Когда водитель, никак не прореагировав на указания инспекторов, промчался мимо, было решено организовать преследование. Около получаса потребовалось сотрудникам дорожно-постовой службы для того, чтобы остановить иномарку, но даже когда автомобиль был загнан в тупик (у дома 11 по улице Кожемякина в Сертолово), водитель заблокировал двери автомобиля и отказывался выходить. После уговоров мужчина все-таки открыл дверь, но вместо того, чтобы предъявить документы, начал стрелять из «Осы» в сотрудников ГИБДД. Один инспектор был ранен и в состоянии средней тяжести доставлен в госпиталь МВД. Медикам пришлось ампутировать милиционеру палец на руке. Задержанный еще долго не хотел успокаиваться. Экспертиза показала: автолюбитель находился в состоянии алкогольного опьянения.
Подобных конфликтов за минувшие годы — не сосчитать. Последний, вызвавший огромный резонанс по всей стране, инцидент в Москве в ночь на 26 декабря. На Севастопольском проспекте произошло небольшое ДТП - снегоуборочная машина, которой управлял 60-летний житель Тульской области, задела автомобиль Nissan Misrtal, снеся у него одно из зеркал. Между водителями возник конфликт, в ходе которого владелец иномарки выстрелил в колено противника из газового пистолета. От полученной травмы мужчина скончался. Стрелявший оказался главным специалистом одного из отделов Центрального тылового обеспечения Главного управления МВД РФ по ЦФО.
Всего, по данным МВД, за последние 5 лет от применения травматики в России погибли 60 человек, с применением травматического оружия совершено 1,5 тыс. преступлений. Всего на приобретение такого вида оружия в России выдано 1,2 миллиона лицензий.
- В отличие от огнестрельного, травматическое оружие предназначено для защиты при близком бое. Приобрести его легче. Правила покупки прозрачны и к ним трудно придраться. Но мы получили лишь бой в упор, - комментирует инициативу МВД замдиректора АЖУР Евгений Вышенков, - защищать никто никого не собирается. Нас подвела ментальность мужчины обыкновенного. Оказалось, что пистолет типа «ОСА» для него своего рода «газыри», показатель крутости. Ведь «газыри» изначально предназначались для патронов. А автомашина при этом становится конем. В результате получили десятки тысяч «черкесов» славянской внешности. В инете и милицейских сводках с огромным трудом можно найти упоминание о том, что некто защитил даму при помощи травматики. Зато каждый день эти «черкесы» устраивают перестрелки между собой на дорогах из-за чуть помятого бампера. Каждую неделю кого-то хоронят, а кто-то отправляется на нары. И при этом требуют, чтобы им разрешили носить «Смит и Вессон». Маленькие злые пульсы терзают защитников отечества. Вот это и понял, по моему мнению, президент России. Понял и решил хоть кого-то уберечь от амбициозного безумия. Короче, не доросли даже до вестерна».
Депутат ГосДумы Андрей Лебедев, сотрудник уголовного розыска в прошлом, разделяет озабоченность президента: «Согласитесь, как только мы произносим слова - «пистолет», «стрельба», то должны возникать ассоциации о преступниках. А статистика стрельбы из травматики нам рассказывает, что как раз профессиональные преступники здесь ни при чем. Им в голову не приходит стрелять по прохожим. Убивают из-за чепухи друг дружку люди абсолютно внешне нормальные: коммерсанты, менеджеры. Катастрофа: здравый смысл преступника превосходит здравый смысл тех, на кого общество должно опираться. Я за идею Медведева. А тем, кто боится остаться безоружным на Невском проспекте, посоветовал бы начать ходить в спортзал. Полезнее для себя и безопаснее для окружающих».
Депутат питерского ЗакСа, бывший начальник криминальной милиции и бывший глава Колпинского района Сергей Антипов: «Усиление правил регистрации травматического оружия мало что решит. Ну, отберем у обязьяно-мужчины палку-пистолет, она себе тут же найдет палку-бейсбольную биту. Не найдет денег на биту, поднимет на стройке палку-железную трубу. В конце концов на кухне у жены можно стащить нож. Не в правилах игры дело, а в том вселенском хамстве и неуважении друг к другу, которые ярче всего проявляются в ничтожнейших поводах — когда кто-то не уступил дорогу. Большинство мужских разговоров в курилках о сотрудниках ГИБДД и о том «козле», которого пришлось поставить на место. Ни разу не слышал фразы о только что прочитанной книге».
Генеральный директор НП «Концерн «Русское оружие», Иван Сапрыкин: «Считаю, что МВД России в рамках ужесточения оборота травматики право в той части, где предлагается обязательное обучение владельцев травматического оружия правильному обращению с ним. Если, не дай Бог, кто-то получил ранение, владелец оружия просто обязан уметь оказать первую помощь пострадавшему. Но при этом носить при себе оружие самообороны, которым, по сути является, травматическое, запретить мы вряд ли сможем. Это противоречит его назначению… Но уверен, что ужесточение требований для его приобретения и наличие обязательных курсов подготовки сократят количество несчастных случаев».
Алена Жданова, Фонтанка.ру