Количество разводов в Петербурге в сравнении с прошлым годом увеличилось в два раза и составило больше 50 тысяч. Явление, набирающее обороты, вызывает стресс не столько у взрослых, сколько у их детей. Психиатры предупреждают, что вовремя не оказанная помощь ребенку, который растет в неполной семье, может привести даже к психологическому заболеванию.
Последние статистические данные о том, сколько в России неполных семей, датированы 2002 годом, когда проходила перепись населения. И тогда эта цифра составила 7 миллионов. Специалисты детских кризисных центров предполагают, что сейчас этот показатель увеличился почти в 1,5 раза. По их данным, каждый третий ребенок в неполной семье нуждается в помощи психолога. В Петербурге такие дети все чаще сами идут за помощью к врачам.
«В последнее время к нам стали чаще обращаться дети, которые растут в неполных семьях, - рассказал «Фонтанке» врач-психотерапевт кризисно-профилактического отделения центра восстановительного лечения «Детская психиатрия» Илья Бердышев. - Такие дети страдают либо от избыточного внимания со стороны одного из родителей, либо от его недостатка. Если говорить о статистике, то чаще ребенку не хватает внимания отца, который ушел из семьи».
По мнению экспертов, воспитание в «неполной семье» может привести к замедлению развития личности и индивидуального начала, а в некоторых случаях даже к психологическим заболеваниям. Например, к гиперактивности или аутизму.
«Важно, чтобы в воспитании детей участвовали оба родителя, - считает главный врач центра Дмитрий Шигашов. - Даже если муж с женой развелись, это не должно сказываться на психическом здоровье ребенка. Бывшим супругам следует понимать, что развод — это стресс не только для них самих».
Сотрудники органов опеки и попечительства Адмиралтейского района рассказали «Фонтанке», что «в 95% разводов ребенка оставляют с матерью, а отец проводит с ним несколько дней в неделю».
Медики могут спрогнозировать, какого именно рода проблемы могут возникнуть у мальчика, оставшегося с матерью: копирование «женского поведения», отсутствие примера мужской модели поведения, инфантилизм и «отказ от функций, которые в семье несет мужчина». «Мальчику не с кого брать пример, - объясняет Бердышев. - Везде его окружают женщины. Например, и сейчас в школах практически все учителя — это женщины. В таких условиях вырасти из ребенка во взрослого мужчину мальчику очень сложно».
У девочек, которые лишены участия отца в их воспитании, возникают проблемы в общении с противоположным полом, а значит, и с построением в будущем собственной семьи.
На форуме петербургских родителей Littleоne блогеры, имеющие опыт развода, пишут о своей обеспокоенности за ребенка, разлученного с одним из родителей. «Я сама стала спокойнее после развода, - пишет ЛедЛимо. - А вот сын (7 лет) часто плачет, капризничает и устраивает истерики. Чтобы привлечь внимание папы, хулиганит в школе. Директриса просто только с отцами разговаривает. Кажется, что это для него единственная возможность с отцом чаще видеться».
«Леночке мнение папы безумно важно, - пишет Mamochka Leno4ki. - Она так переживает, если ее папа за оценки не похвалит. А когда он не звонит долго, просто места себе не находит, хоть валерьянку ей давай».
«Мы с женой опеку на ребенка разделили сами, - рассказал Алексей. - Будние дни Максим у нее, а выходные со мной. Живем так уже 7 лет. Максим уже взрослый — ему 15 в этом месяце. Думаю, что сейчас он уже привык. Раньше-то, конечно, переживал».
С кем бы ни остался ребенок, врачи-психотерапевты советуют не обделять вниманием и участвовать в жизни ребенка. Если понимания, почему это делать необходимо, нет - следует проконсультироваться со специалистами. Иногда достаточно разового разговора психотерапевта со взрослым человеком.
Прием психотерапевта в петербуржском центре «Детская психотерапия», допустим, ведут бесплатно. Правда, там попросят направление от участкового врача. Даже для родителей. Психологи считают необходимым участие родителей в терапии поведения ребенка. «Семья — это ведущий «поставщик» проблем, которые мешают формированию личности, - считает Бердышев. - Поэтому если корректировать, лечить- то сразу корень болезни, а не ее симптомы».
Но далеко не все отцы и матери пойдут за направлением к врачу, а многие даже не отзываются на приглашение терапевта их ребенка. Замечено также, что чаще сеансы групповой семейной терапии «прогуливают» отцы. По данным центра «Детская психиатрия», из 12 семей, которые проходят лечение, только в 2-3 папы приходят на занятия. Их «любимая» отговорка - «я не верю в психологию».
В этом случае психологи советуют объяснить отцу, что это, прежде всего, важно для здоровья ребенка. Небольшая совместная беседа с врачом может реально помочь продвинуться в коррекции психологического состояния маленького человечка. Стоит также объяснить, что «психолог — не священник и не прокурор, и исповедовать и допрашивать точно не будет».
По-другому обстоят дела с матерями: они иногда приводят своих детей на консультацию зазря. «Обращаются с жалобами на своего ребенка, - сказал Шигашов. - А на самом деле, помощь и лечение необходимы им самим».
Кстати, в центре всегда спрашивают маленьких пациентов, хотят ли они совместной терапии с родителями. Но для того чтобы обратиться к психологам, присутствие старших абсолютно необязательно. Записаться можно, даже не называя своей фамилии.
Одной из самых эффективных форм работы психотерапевты считают занятие в театре. Там с детьми разных возрастов занимаются и психологи, и театральные педагоги, и мастера по костюмам и гриму. Репертуар тщательно отбирают эксперты центра. Например, недавно там ставили спектакли «Дети подземелья» и «Чучело». Иногда у родителей пациентов тоже появляется желание поучаствовать.
«Я знал, что мой ребенок занимается в специальном театре, - рассказал отец одного из пациентов. - Когда я сходил на его спектакль, я был приятно удивлен тем, как он играет на сцене. Сейчас я периодически хожу и на его репетиции, и помогаю чем могу... Думаю, что мое участие важно для сына. Мне кажется, что общее дело нас очень сблизило за последнее время».
Преподаватели театра одной из своих главных задач считают «возвращение гармонии в отношения между родителями и детьми». По их мнению, этого можно добиться, если показать мамам и папам, что их дети, несмотря на какие-то психические отклонения (присущие, кстати, только этому моменту их развития!), все равно обладают способностями и талантами.
Еще один вид терапии — туризм. Летом дети, проходящие лечение в центре, выезжают в Карелию в палаточный лагерь. Так врачи совмещают отдых на свежем воздухе и терапию.
Такой опыт работы с детьми у русских медиков перенимают финны. В 2007 года в Петербурге стартовала программа «Социальные проблемы: опыт России и Финляндии». Театр центра «Детской психиатрии» уже ездил на гастроли в Хельсинки. А в начале этого года в Северную столицу с циклом семинаров приехали специалисты по работе с отцами и матерями финской организации «Мать и дитя».
«Нам есть чему поучиться друг у друга, - считает представитель общественной организации «Мать и дитя» Эса Кангасарви. - А главное - ради кого: все это ради наших детей».
Валерия Петрова
Неполная семья опасна для здоровья... ребенка
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ