Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Книги Книжечки под ёлочку (фото)

Книжечки под ёлочку (фото)

303

Вы будете смеяться, но по соотношению «цена–качество» книга по-прежнему лучший подарок. Многие, конечно, предпочли бы «книжку» в стеклянной обложке, но это все же подарок одноразовый, а качественный фолиант – праздник, который всегда с тобой. Аннотировать как гипотетические подарки романы мы не рискнем – ненадежное это дело: ведь, как сказал классик, «у всякого свой вкус, один любит арбуз, другой -свиной хрящик». Сконцентрируемся лучше на книгах нон-фикшн – универсальных, из тех, что любому уместно подарить, а таковых по-прежнему выходит довольно много, что бы там ни говорили.

Стивен Фрай. Пресс-папье. М.: Фантом, 2009



Судя по многообразию способов осуществления себя Фрай – это такой английский Гришковец, хотя как актер, он, конечно, выше нашего соотечественника на десять голов. «Пресс-папье» – сборник газетно-журнальных колонок и радиоскриптов, которыми мистер Фрай активно орошал медиа-пространство 80-х, а в качестве бонуса – небольшая юношеская пьеска «Латынь!» Получился такой своеобразный ЖЖ тех времен, когда никаких блогов еще не было, публичный дневник разнообразно талантливого интеллектуала. Темы высказываний произвольные: политика, книги, фильмы, секс и отсутствие такового, парни, музыка, наркотики – в общем, жизнь. Есть, разумеется, и колонки в жанре «Что говорить, когда не о чем говорить?» Кое-что из этих мелочишек протухло безнадежно (в Англии книжка вышла в 92-м), кое-что решительно непонятно. Но по большей части тексты все же общедоступны – временами очень смешны, обаятельны и безупречно точны по формулировкам: «Объясните мне, почему христиане сплачиваются в силу, с которой нельзя не считаться, только когда их одолевает желание что-либо запрещать и порицать».

Коносуке Мацусита. Миссия бизнеса. М.: Альпина Паблишерз, 2010



Компендиум мыслей японского бизнесмена Коносуке Мацусита, основателя Matsushita Electric, известной, в частности, брендом Panasonic. Мудрец, философ предпринимательства, проживший долгую жизнь (1894–1989), это он сформулировал, что если компания - это не просто сборище людей, заколачивающих бабло, она должна обладать собственной миссией. Про свою фирму он как-то сказал, что миссия его компании должна быть выполнена в течение двух с половиной столетий, потом разделил этот 250-летний период на десять этапов, продолжительностью по 25 лет. Почти религиозное чувство предназначения – то, что потом взяли на вооружение все уважающие себя фирмы, – сочетается у Мацусита с удивительно здравыми и взвешенными взглядами на жизнь и отсутствием какого бы то ни было сектантства и ощущения избранности. Он – полная противоположность радикальной капиталистке Айн Рэнд, бизнес-мыслителю, модному в последнее время.


Лэнс Армстронг. Сэлли Дженкинс. Возвращение к жизни: о спорте и победе над раком. М.: Альпина нон-фикшн. 2009



Русское издание жизнеописания великого американского спортсмена, одного из лучших велосипедистов всех времен и народов, прошло практически незамеченным отечественной прессой. Что неудивительно: спортивные журналисты не читают, по-моему, даже то, что пишут сами, а книжные обозреватели воротят от спортивных биографий свои утонченные носы. А ведь история на миллион: успешный спортсмен, нацелившийся добыть все золото мира, в свои двадцать пять узнает, что у него рак яичка – причем, безнадежно запущенный, с метастазами в легких и мозге, вероятность остаться в живых – в пределах процента. Ему ампутируют пораженный орган (да, именно, кастрируют), подвергают совершенно чудовищной экспериментальной химиотерапии. Но он выживает, возвращается в спорт – и семь раз выигрывает «Тур де Франс»! Еще он женился, родил детей – из пробирки, сдав сперму накануне операции. И вообще, все лучшее, что с ним случилось, как уверяет сам Армстронг, произошло после (или вследствие) смертельного заболевания. Эта библейского уровня фактура изложена конгениально материалу – впрочем, странно было бы предполагать, что американцы с их традициями издания книг селебритиз и «историй преодоления», как это у них называется, могли бы испортить такой материал.

Альберт Манфред. Наполеон Бонапарт. Биография. В 2 т. СПб.: Вита Нова, 2010



Монография видного советского историка Альберта Захаровича Манфреда (1906–1976) «Наполеон Бонапарт» вышла в 1971 году, но, по большому счету, нисколько не устарела. Его, в общем, не больно-то интересует классовая борьба, он не повторяет как заклинание «производительные силы – производственные отношения», ритуальные экивоки в виде цитат из Маркса-Энгельса-Ленина, разумеется, наличествуют, но автор пристально вглядывается именно в личность Наполеона – столь пристально, что книгу эту до сих пор очень ценят в Европе, и, в частности, во Франции, где и своих наполеоноведов, как известно, хватает. Научная корректность, академическая подробность и фактологическая насыщенность удивительным образом сочетаются здесь с каким-то восторженно-радзинским неравнодушием к предмету штудий и склонностью к описаниям мгновений частной жизни: «Чтобы не остаться в долгу перед Жозефиной, он сошелся с молоденькой женой одного из офицеров, некой Полиной Фуре. Худенькая, мальчишеского склада, она сумела, облачившись в мужскую одежду, обмануть всех и последовать за мужем в армию. Ее вызывавшая восхищение преданность мужу оказалась — увы! — не слишком прочной; она не устояла перед льстившим ей своими ухаживаниями главнокомандующим армией. Лейтенанту, мужу Полины, во избежание нежелательных осложнений было дано срочное поручение во Францию…».

Йохан Хёйзинга. Культура Нидерландов в XVII веке. Эразм. Избранные письма. Рисунки. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2009



Семисотстраничный том, подготовленный усилиями выдающегося, прямо скажем, переводчика и неустанного пропагандиста творчества выдающегося культуролога Йохана Хёйзинги Дмитрия Сильвестрова. «Культура Нидерландов» и жизнеописание Эразма Роттердамского на родине Хёйзинги относят к числу главных произведений этого мыслителя, наряду с «Осенью средневековья» и Homo ludens – но до отечественного читателя они дошли только сейчас. Отдельное значение имеют опубликованные по-русски и прокомментированые письма Хёйзинги, в том числе предсмертные, уже из концлагеря, где ученый окончил свои дни 1 февраля 1945 г. Те, кто его туда отправил, очевидно, не забыли, как Хёйзинга, будучи ректором Лейденского университета, незадолго до оккупации Нидерландов попросил «не пользоваться более нашим гостеприимством» (какая великолепная формула!) нацистских прихвостней, прибывших на международный научный форум. Письма эти читаются как классические тексты античных стоиков – возможно, поэтому включенная в издание статья нидерландского профессора Вессела Крюла называется «Йохан Хёйзинга (1872–1945): историк, писатель, моралист».

Сергей Князев
Фонтанка.ру

О других литературных событиях и новинках читайте в рубрике "Книги"

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях