В клубе А2, предвосхищая свое выступление на московском музыкальном фестивале AvantClub Fest 2009, дал концерт французский композитор Ян Тирсен в сопровождении своего бэнда. Не так давно – главный европейский кинокомпозитор, автор «Вальса Амели» из фильма Жана-Пьера Жене и главной темы из кинофильма «Гудбай, Ленин», в своей концертной деятельности не то, что непредсказуем, но четко разделяет разные свои ипостаси.
Привычный его образ – фортепиано плюс скрипка плюс виолончель – камерный, предполагающий вдумчивую до оцепенения игру пассажей, неторопливые импровизации, медитации на три аккорда. Либо Тирсен может нанять оркестр и сыграть свои произведения с большей широтой и инструментальными щедротами. На альбомах 2001 и 2005 года («L’Absente» и «Les Retrouvailles» соответственно), к примеру, можно слышать дивные голоса Лизы Германо и Элизабет Фрейзер из Cocteau Twins. Нынче концертная и творческая деятельность взяла несколько иное направление: неожиданный уклон в громкий и бескомпромиссный рок, где нет места ни фортепианным медитациям, ни отголоскам меланхоличного поп-шансона под аккордеон. Кроме громких гитар Тирсен вплетает в электрические композиции экспериментальные тембры.
Перед концертом в А2 исполнители так долго проводили саундчек, что разогревающая группа The Frozen Orchestra не успела выступить. Кроме того, как сообщили организаторы концерта, для выступления Тирсена на сцене было подготовлено больше полусотни примочек и педалей, так что «разогревающим» просто негде было разместить свои электронные устройства.
Из-за задержавшегося начала у входа в клуб образовалось даже некоторое столпотворение. Но надежды на то, что разместившаяся в зале публика создаст куда меньшую давку, чем перед входом, не оправдались: площадка была переполнена настолько, что задача выпить бокал пива представлялась сложным эквилибристическим трюком.
Что до собственно музыки, то главную роль в аранжировках играл звук волн Мартено, продуцируемый на одном из процессоров (громоздкий инструмент в натуральном виде везти слишком неудобно и накладно) – пронзительный, гибко меняющий звуковысотность, по тембру напоминающий терменвокс, чьим потомком он и является. Протяжные, умело срежиссированные завывания псевдо-Мартено как раз и придавали номерам видимость экспериментаторства, но без существенных сломов и находок непосредственно в музыкальной форме. Четкий барабанный ритм (с которым звукорежиссер немного перестарался в начале концерта), басовая линия и гитарные запилы послушно складывались в предсказуемые рок-песни без слов – правда, иногда Тирсен начинал нашептывать и проговаривать французские слова, создавая ощущение вокального номера.
Кроме гитары, музыкант брался за электрическую скрипку – и здесь уже работал с рвением и самоотдачей, выводя композиции на сольную струнную импровизацию. Здесь напрашивалось сравнение с отечественным музыкантом Алексеем Айги. Скрипач Айги тоже пишет саундтреки к фильмам и концертирует с авангардными концертами, но если его музыка имеет свою физиономию, нишу и стиль, то от выступления Яна Тирсена осталось ощущение если не вторичности, то не до конца продуманной музыкальной задачи. Играют ребята громкий рок для удовольствия, а в паузах вставляют скрипичные импровизации и другие экспериментальные изыски.
Конечно, не обошлось в А2 без темы из «Амели» – ее сыграли ближе к концу, сверстав, однако, в духе всей гитарной программы. В итоге знакомая мелодия изменилась практически до неузнаваемости.
Оксана Булах
Фонтанка.ру