Власти Петербурга просят Минпромторг зарезервировать для города на следующий год 40 тыс. "утилизационных премий" (около 2 млрд рублей) в рамках госпрограммы по утилизации старых автомобилей. Часть этих денег предлагается передать предприятиям — переработчикам автостарья.
Как пишет «Коммерсантъ», госпрограмма по утилизации старых авто должна стартовать с 1 января 2010 года в 19 регионах РФ, включая Петербург. При сдаче в утилизацию автомобиля старше 10 лет его владелец получит ваучер на 50 тыс. рублей, который сможет предоставить дилеру при покупке новой машины российской сборки. Минпромторг рассчитывает в следующем году утилизировать в России 200 тыс. авто, на это в бюджет заложено 10 млрд рублей.
В сентябре Минпромторг запросил у регионов информацию о наличии у них утилизационных мощностей и предложения по ее организации. Петербург на днях подал в министерство заявку на предоставление в следующем году "утилизационных премий" на 40 тыс. авто, сообщил "Ъ" Всеволод Хмыров, глава управления по работе с отходами жилищного комитета, ответственный за старт программы в Петербурге. Среди предложений его ведомства: изыскать средства для компенсации затрат предприятиям-переработчикам, так как утилизация автомобилей на сегодняшний день для них убыточна (на большую часть продуктов переработки нет спроса). Хмыров считает, что можно уменьшить сумму выплат по ваучеру примерно на 2,5 тыс. рублей и передавать эти деньги заводам-переработчикам, а в перспективе и вовсе переложить часть затрат на производителей автомобилей.
Мощностей петербургских утилизационных предприятий достаточно, чтобы ежегодно перерабатывать 100 тыс. подержанных авто, говорит Всеволод Хмыров. Есть заводы по переработке металлических корпусов автомобилей, резины, пластмасс и аккумуляторов, всего около 12 предприятий. Другое дело — насколько выгодным для них будет участие в этой программе.
Решить проблему спроса на вторсырье переработанных авто можно за счет госзаказа, считает Альберт Ищенко, президент "Объединения ломопереработчиков Северо-Запада". Заместитель председателя КЭРППиТ Анатолий Котов говорит, что такая возможность может быть рассмотрена.
Убыточность автомобильной переработки, о которой говорят утилизаторы — это не единственная проблема, с которой столкнутся петербургские власти при реализации программы утилизации. Автодилеры, которым предстоит реализовать в рамках госпрограммы автомобили российской сборки, называют ее непонятной. В пятницу Всеволод Хмыров встречался с петербургскими дилерами: из 50 приглашенных компаний, пришли представители десяти. По словам Леонида Миневича, исполнительного директора компании "Аларм-Моторс", дилерам непонятна схема возмещения средств по ваучерам, у кого дилеры будут получать деньги: у региональных или федеральных властей.