Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Кино День единства с телевизором (фото)

День единства с телевизором (фото)

577

4 ноября российское ТВ в очередной раз обслуживало День народного единства – один из наиболее неоднозначных и непонятных для населения государственных праздников. По традиции, на мозги телезрителей обрушились потоки казенной пропаганды и ура-патриотической кинопродукции. Обозреватель «Фонтанки» изучил праздничное телеменю и пришел к выводу: телевидение, похоже, немного устало от роли коллективного пропагандиста и агитатора.

Писать о Дне народного единства – нелегкий труд для медиакритика. Потому что за последние года два-три репертуар телеканалов на 4 ноября стал столь же предсказуемым, как, скажем, итоги выборов президента России или состав участников сборного концерта в Кремле ко Дню железнодорожника. Правда, более точным будет сравнение с программой телепередач на 31 декабря - 1 января, являющейся оплотом медийного консерватизма. День народного единства на телеэкране все сильнее походит на этакий политизированный Новый год. Вместо «Иронии судьбы» - «1612» Хотиненко. Вместо Деда Мороза – Минин и Пожарский. Вместо боя курантов – громоподобное патриотическое пустословие с трибун.
Скептики критикуют новый государственный праздник за недостаточную историко-фактологическую и логическую обоснованность. Один авторитетный историк на вопрос «Что произошло 4 ноября в 1612 году?» ответил: «4 ноября не произошло ничего». Действительно: 22 октября 1612 года (по старому стилю) был взят Китай-город. 26 октября капитулировал засевший в Кремле польский гарнизон. Прибавляем к 22 октября 10 дней (ведь именно такова разница между юлианским и григорианским календарями для XVII века) и получаем 1 ноября. Аналогичным образом переводим в новый стиль 26 октября. Освобождение Кремля, как нетрудно подсчитать, приходится на 5 ноября. То есть, День народного единства должен отмечаться первого или пятого числа, поскольку 4 ноября (25 октября по юлианскому календарю) 1612 года, согласно историческим документам, не происходило ничего судьбоносного и сколько-нибудь существенного.

"1612"

Впрочем, оставим историкам все эти хронологические нюансы. И так понятно, что новый праздник был придуман кремлевскими политтехнологами как очередной «объединительный» пиар-проект, а события Смутного времени стали для них спасательным кругом, за который необходимо зацепиться. Куда важнее задать вопрос: а возможно ли вообще единство в обществе, где – прямо по Гоббсу – все воюют против всех? Ведь даже телезрителей в преддверии 4 ноября наше ТВ, одновременно начавшее показ сериалов «Исаев» и «Адмиралъ», умудрилось разбить на два по определению враждебных лагеря. Зато в праздничный день центральные телеканалы дружно стали напоминать нам о том, что все мы являемся гражданами великой и могучей страны.

Правда, тут же выяснилось преинтересное обстоятельство: тележурналисты, похоже, сами не до конца понимают смысл словосочетания «народное единство». Так, корреспонденты «Первого» в своем репортаже о праздничных торжествах поведали зрителям, что героическое освобождение Москвы от поляков – это «образец сплоченности и единства людей независимо от происхождения и вероисповедании». Вроде бы все верно и идеологически корректно. Однако тут же авторы телесюжета сообщают о Крестном ходе в Благовещенске, потом рассказывают о празднике Казанской иконы Божьей Матери (который также приходится на 4 ноября), а напоследок показывают город Суздаль, где открывают восстановленную православную часовню. Разумеется, возникает закономерный вопрос: что это – «первая кнопка» или телеканал «Спас»? Как быть с тем обстоятельством, что страна у нас многоконфессиональная, а церковь формально отделена от государства? К слову, журналисты «Вестей» сработали аккуратнее. Рассказывая об открывшемся в Москве форуме «Православная Русь», они показали, как на одной сцене с патриархом Кириллом дружными рядами стоят лидеры крупнейших религиозных конфессий страны. На эти кадры хорошо бы легли строки из одной малоизвестной песни Юрия Шевчука: «Будда, Аллах, Иисус – все россияне, на всех одно небо».

Кинорепертуар 4 ноября был до неприличия тривиальным. «Первый» показал «Офицеров», «1612» (не ожидали?) и ностальгическую мелодраму Карена Шахназарова «Исчезнувшая империя» - непритязательную картину, которая, судя по всему, скоро станет для отечественного ТВ обязательным атрибутом всех крупных государственных праздников. «Россия» ответила культовым телефильмом «Место встречи изменить нельзя», поставленным в эфир явно по случаю начавшегося повтора «Ликвидации».

"Место встречи изменить нельзя"

НТВ, где с 11 утра и до 8 вечера шел сериал под исчерпывающим названием «Угро», отметился показом мелодрамы «Благословите женщину» и чудовищного во всех отношениях боевика «Параграф 78». Впрочем, миллионы зрителей мужского пола наверняка были готовы простить каналу и многочасовой мыльно-криминальный марафон, и «Параграф», и вообще все прошлые грехи. Ведь вечером здесь началась прямая трансляция матча «Рубин» - «Барселона». Игра завершилась почетной и почти победной для России нулевой ничьей и стала ярким патриотическим аккордом в праздничной телевизионной симфонии.

"Параграф 78"
Матч "Барселона" - "Рубин" в Казани

Разумеется, телепродюсеры попытались хоть как-то удивить зрителя. «Первый» извлек из рукава козырь в виде свежей приключенческой ленты «Возвращение мушкетеров». Правда, лучше бы нам второй раз подряд показали «1612». Новая картина о похождениях д’Артаньяна и Ко вышла настолько слабой, что даже сами артисты постыдились говорить о ней в газетных интервью что-либо хорошее. На таком фоне стерильный православно-патриотический блокбастер «Тарас Бульба» (телепремьера которого состоялась на «России» в прайм-тайм праздничного дня) выглядел подлинным шедевром. Напомним, что весной, когда картина выходила в прокат, государственное телевидение устроило вокруг нее настоящую пиар-вакханалию. Фильм в телеэфире безудержно нахваливали государственные мужи и знаменитости всех мастей, а 1 апреля канал «Россия» и вовсе сменил свой традиционный логотип на надпись «Тарас Бульба». Тогда этот беспрецедентный ход был преподнесен как милое первоапрельское озорство.

И все-таки нелегкая это работа - патриотическое окучивание мозгов россиян! Показав дежурные репортажи о всенародных гуляниях, поставив в эфир несколько политически ангажированных фильмов, официозные телеканалы явно выдохлись и поспешили спрятаться за могучие плечи титанов отечественной эстрады. «Первый» 4 ноября демонстрировал трехчасовой концерт Иосифа Кобзона. Что удивительно – этот гранитно-державный, бравурный песенный марафон, бронепоездом протащившийся сквозь праздничный эфир, не обошелся без сюрпризов. К таковым можно отнести перформанс облаченного в костюм дворника Юрия Лужкова, исполнившего утесовского «Старого извозчика», а также выступление Тамары Гвердцители, которая спела в дуэте с Кобзоном крамольную по нынешним временам вещь «Расцветай под солнцем, Грузия моя».

«Россия» попыталась переманить зрителей с помощью «Юбилейного вечера Александры Пахмутовой». Однако в этой дуэли, скорее всего, победили Кобзон и «Первый канал»: концерт в честь 80-летия Александры Николаевны, собравший полный комплект попсовиков, оказался лишенным даже намека на яркие моменты.

Александра Пахмутова

Единственным исключением стало выступление одиннадцатилетней Кати Рябовой. Участница детского «Евровидения-2009» блестяще исполнила песню «Просьба», написанную на стихи Роберта Рождественского. В ней, напомню, есть очень простые и правильные строки:

Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря!

Хорошо, что в этот день лицемерия, патриотического словоблудия и исторического вранья (уж извините за пафос) мы услышали с телеэкрана хоть что-то искреннее.

Сергей Ильченко-мл.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях