Актриса уникально одаренная и органичная и при этом одна из самых востребованных в сегодняшнем российском театре и кино, Инга Оболдина в этот раз приехала в Петербург не играть спектакль «Сбитый дождем» в «Приюте комедианта», не на театральные гастроли, а в кинотеатр «Художественный», чтобы представить новый фильм «Голубка», который снимался на монастырском острове. Об этом и многом другом актриса рассказала в эксклюзивном интервью «Фонтанке».
- Вы сейчас очень много снимаетесь. «Голубка» - очередной или знаковый для Вас проект?
- Думаю, что знаковый, этапный. Именно после «Голубки» у меня появились предложения не очень свойственных для меня лирических героинь. Да и вообще история, ставшая основой сюжета, – потрясающая. Документальный рассказ о любви двух людей – художника Геннадия Архиреева и его жены Светланы Колиной, журналиста, искусствоведа. Всё – «от» и «до» – подлинно. У «Голубки» замечательный режиссер – Сережа Ольденбург-Свинцов, он точно знает, чего хочет, умеет слушать, слышать и позволяет импровизировать.
- И ведь это его первый фильм!
- Как сказать. Он человек кино – оператор, ученик Марлена Хуциева, окончил ВГИК, писал сценарии, был продюсером. А теперь взялся за режиссуру. Партнеры у меня замечательные – Саша Коршунов, Граня Стеклова, Мира Карпович, Ваня Косичкин. А место съемок просто уникальное – волжский остров Свияжск, что около Казани. Остров, на двух километрах которого – два монастыря, пять церквей. Во времена Ивана Грозного население острова превышало население Казани, настолько это было насыщенное энергетически и значительное место. Ну а в советские годы на территории монастыря сначала был лагерь для политосужденных, потом, как водится, психбольница, затем зернохранилище, и только сейчас - монастыри. Представляете, на потолках сохранились фрески со времен Грозного! Это невероятно. Сохранился алтарь Грозного, который был им самим привезен туда. Это совсем не тот алтарь, что мы сейчас представляем – там малюсенькие ширмочки, росписи в стиле наивной живописи.
- Там много туристов, паломников?
- Только сейчас сделали дорогу, раньше можно было добраться лишь на теплоходе, так что местность достаточно дикая. С одной стороны, это плохо, потому что все разрушается, с другой стороны – сохраняется первозданность уникальная. Потому что когда все «облизывают», заливают золотом и мрамором, к сожалению, ничего хорошего не получается. Остров этот омывают четыре реки – красота невероятная. Снимали мы от рассвета до заката, а потом от заката до рассвета. И при этом не возникало никакого негатива, усталости – утром просыпаешься, и как будто родился заново. Я считаю, что это только из-за намоленности места. Я влюбилась в этот остров, и потом даже Новый год специально поехала там встречать, хотя путь неблизкий. По колено в снегу, ни удобств, ни горячей воды, но зато я увидела остров зимой. Монастыри, храмы, священнослужители, монахи. Как будто действительно попадаешь в зачарованное место. Оказывается, еще есть такие. Но, говорят, туда президент Медведев собирается приехать, и, теперь, конечно, там спешно все вылизывают. Не знаю, что останется.
- Ваша героиня в возрасте под сорок, наконец, встретила свою единственную любовь. Есть какие-то параллели с вашей жизнью?
- Я о своей личной жизни предпочитаю не рассказывать. Параллелей, наверное, нет, просто героиня близка мне по своей сути. Мне нравится она в своей правде, максимализме: уж любить – так любить, а не любить – так лучше уехать подальше и всё.
- «Голубка» - это мелодрама?
- Скорей, лирическая комедия, комедийная мелодрама. Фильм о любви, но совсем не сахарная история: там любовь дается как награда за преодоление всех сложностей. И на этом пути есть разные сиутации – смешные, трогательные, нелепые, глупые – все как в жизни. При этом выдержан стиль «советской комедии». Я так и приглашала своих друзей на премьеру: «Приходите посмотреть хороший советский старый фильм, только снимаюсь там я».
- Инга, а теперь послушайте, какой анонс на ваш фильм я прочитал: «Фильм о взрослой женщине, которая уже была замужем, но она так и не узнала, что такое оргазм».
- Ну из контекста можно что угодно вырвать и под монастырь кого угодно подвести. В картине действительно есть очень интимные вещи и со стороны мужчины, и со стороны женщины. И героиня рассказывает подробности том, как герои шли друг к другу, к любви. И какие-то интимные вещи тоже рассказывает, поясняя свои откровения так: «Либо в искусство надо ходить честным, либо не ходить туда совсем». Но ничего скабрезного, того, что звучит в процитированных вами словах, в картине нет. Она абсолютно невинная.
- Вас называют популярной, но не попсовой актрисой, что в наше время – нечастое явление. Но вот уже несколько лет вы умудряетесь сниматься в пяти-семи проектах одновременно, в том числе в телесериалах. Не боитесь примелькаться, выйти в тираж?
- В чем угодно меня можно обвинить, кроме самотиражирования. У меня все барышни погранично различны! Давайте приведу несколько примеров. Есть Шура Шлезингер в «Докторе Живаго» – сумасшедшая поэтесса, и есть блаженная Хромоножка в «Бесах», – они же абсолютно разные! Есть сериал «Волчица», где я – властная женщина, до безумия любящая сына: красивая, независимая, хозяйка жизни собственной и чужой, и в то же время в сериале «Завещание Ленина» я – такая литработнца, влюбилась в поэта до безумия, потеряла голову, и выглядит это трогательно и беззащитно.
- Слово «сериал» для вас не ругательное?
- Давно не ругательное.
- Но для многих-то оно именно и таким осталось.
- А как в полном метре экранизировать роман «Бесы»? Я говорю сейчас не о качестве вышедшего сериала, а о том, что такой роман невозможно уложить в три часа. Даже «Идиот» в полном метре поставить и снять нереально. Поэтому я считаю: прекрасно, что есть телевизионное поле для романов. Мне везло на сериалы: «Мертвые души» снял Павел Лунгин, «Дети Арбата» – Андрей Эшпай, «Завещание Ленина» – Николай Досталь, «Доктор Живаго» – Александр Прошкин. А роли какие – просто бриллианты!
Со 2 ноября начинается новый телевизионный проект, сериал «Супруги» (режиссер – Иван Щеголев, продюсер – Григорий Васильев), для меня очень интересный, потому что зритель привык видеть меня в характерных ролях безумных женщин, одержимых какой-то идеей. А в «Супругах» герой – милиционер, он ловит, а героиня – адвокат, она отпускает. Семейная жизнь практически невозможна: муж поймал, жена отпустила, и надо найти консенсус. Сниматься было интересно, способ монтажа мне понравился. Почему бы не поэкспериментировать?
А сейчас еще выходит картина «Зона турбулентности», где тоже большая роль – врач-ветеринар, завклиникой. Женщина, которая обретает и семью, и себя через много лет поисков. Там были забавные съемки – я ставила уколы кошкам, делала массаж живота ежу, это было сложно, но возможно.
- Ни одно животное на съемках не пострадало?
- Еж был дрессированный. Даже животик показал. Ни один дикий еж не покажет живот, а мой прилег и лапки свесил. На выходе еще несколько интересных работ: комедия в полном метре «Банщик президента, или Пасечники Вселенной», комедия «Любовь, олимпиада, рок-н-ролл», где мы с Мишей Ефремовым опять сыграем мужа и жену. Недавно в прокат вышел фильм «Ласковый май».
- При таком шквале киноролей в театре Вам, наверное, не до премьер?
- Мне нравится браться за то, что еще не делала. Есть вероятность, что можно удариться мордой об стол в этих попытках, но иначе – скукомань. Мне давно предлагали сделать что-то в театре «Практика» (столичный проект, популяризирующий современные театральные тексты, – Прим. ред.), но всё это казалось мне не моим. И вдруг появилась замечательная пьеса ростовчанина Сергея Медведева «Парикмахерша». И Эдуард Бояков, руководитель театра «Практика», предложил мне поработать с режиссером Русланом Маликовым. Сделаны потрясающие декорации. История интересная: о сумасшедшей вере в любовь, которая не проходит, даже когда тебя долбят молотком по голове. Вкусный текст, прекрасные партнеры – получилась такая хрупкая вещица, мы ее уже по фестивалям возили, были в Польше, надеюсь, вскоре в Питер привезем. Небольшая – час двадцать. В театре у меня большинство ролей эмоциональные, с контрапунктами, из огня в полымя, а здесь, в «Практике», повествовательная история вышла. Обозначена она как «моноспектакль в картинках» – героиня просто рассказывает, как все было. И в таком режиме непосредственного диалога с залом мне нравится существовать.
- Час двадцать для спектакля – не маловато ли?
- Отнюдь. Хотя «Вишневый сад» Някрошюса шел шесть часов (Инга играла там Варю. – Прим. авт.). Но существуют же короткометражные фильмы, и никто не скажет: а почему так мало? Пьесу Медведева растягивать на два часа не имеет мысла. История рассказана провинциальной женщиной-парикмахершей так, как она умеет складывать слова, и насколько хватило ее переживаний. Но рассказана искренне – ни прибавить, ни убавить. К финалу понимаешь, что история полностью исчерпана – она и ужасна, и прекрасна, а в чем-то и светла.
- Да, но зритель платит те же самые деньги, что и за трех-четырехчасовой спектакль.
- Слушайте, но мы же в театре платим не за время! Платим за качество. Не хочу называть имени критика, что в День театра, сидя рядом со мной в телестудии в прямом эфире, заявила, что если спектакль идет больше двух часов, это говорит о его некачественности. Но считаю, что можно уходить из профессии с такими мыслями, с таким отношением к театру. Да хотя бы в уборщицы пойти: быстро вымыла, быстро ушла.
- Про Вас до сих пор говорят с уважением: «Ученица Фоменко». А сейчас с Петром Наумовичем какие у вас отношения?
- Видимся, встречаемся, общаемся, но очень редко. Как появится DVD с «Голубкой», подарю ему обязательно. В свое время, посмотрев «Небо. Самолет. Девушка», он позвонил мне в полпервого ночи, очень много говорил, что-то хвалил, сделал замечания, и мне это, конечно, – орден на грудь.
- Долгие годы Ваше имя в театре ассоциировали с режиссерскими работами Гарольда Стрелкова. А сейчас с кем сотрудничаете?
- Есть новые предложения от Руслана Маликова. Есть проект, связанный с книгой «Долорес Клейборн» Стивена Кинга. Уже существует продюсер, подбираем режиссера. Также начинаем новую работу с Леонидом Трушкиным (мы уже выпустили с Геннадием Хазановым спектакль «Морковка для императора»). Мне бы хотелось поработать с режиссером Александром Коручековым, оговариваем возможности.
- Слушаю Вас, Инга, и думаю: трудоголик!
- Пока мне все нравится, что я делаю. Очень нравится.
- А научились Вы отказываться от ролей?
- Вот этого пока не умею и часто влипаю в «истории» именно потому, что меня легко уговорить. Но вот проекты ТНТ и СТС пока мне удается обходить стороной. Я не очень люблю ситкомы, потому что пока не могу понять этот формат: сами смешим, сами смеемся за кадром.
- Инга Петровна, почему Вы до сих пор даже не заслуженная артистка России?
- Да у меня и необходимой выслуги еще нет. Только в этом году наберутся нужные десять лет. Но я такими вопросами как-то не озадачиваюсь.
Михаил Садчиков, Фонтанка. ру
Фото Михаила Садчикова-младшего