Начальник ГУВД Петербурга объявил о том, что через 2 года в городе не останется коммерческих МРЭО. Эксперты расходятся во мнениях. Одни говорят, что очереди на регистрацию и снятие с учетов многократно возрастут. Другие – что за два года можно заставить отделы ГИБДД работать эффективно и удовлетворять потребности всех автомобилистов.
Начальник ГУВД Петербурга и Ленобласти Владислав Пиотровский объявил, что в течение двух лет все так называемые коммерческие МРЭО прекратят существование. Речь идет о коммерческих организациях, в помещении которых работают инспекторы ГИБДД, занимающиеся регистрацией и снятием с учета автомобилей, сообщает «БалтИнфо».
Это питерское ноу-хау появилось как средство от очередей, с которыми сталкивались автомобилисты в помещениях ГИБДД. От районных отделов дорожной милиции они отличаются тем, что взимают с автолюбителей дополнительную плату (помимо госпошлины), зато в них очередей практически не бывает. Кроме того, услугами МРЭО может воспользоваться любой петербуржец, тогда как отделы ГИБДД обслуживают только жителей своего района.
По словам главы петербургской милиции, до недавнего времени коммерческие МРЭО в количестве 48 штук зачастую работали в помещениях, совершенно для этого не предназначенных – в подвалах, на территории школ и магазинов. Как пояснил Пиотровский, сразу закрывать все МРЭО в планы милиции не входит, однако в течение двух лет все частные фирмы, в помещении которых работают сотрудники ГИБДД, прекратят свое существование.
Как рассказали в ГУВД, в августе был объявлен конкурс, в ходе которого были выбраны 10 лучших МРЭО. Они будут работать и дальше. В течение октября еще несколько будут выбраны в трех оставшихся районах города. Им предстоит действовать еще 2 года.
По словам адвоката Анатолия Малиновского, специализирующегося на защите прав автомобилистов, «в подвалах и школах никто не сидел, а вот проблемы с парковочными местами действительно касаются многих коммерческих МРЭО».
«Если их закрыть в одночасье, то ситуация с очередями ухудшится многократно. В свое время они очень неплохо «разгрузили» государственные отделы. А на то, чтобы привести в порядок последние, выделить для них большие помещения с местами для парковки, двух лет объективно не хватит», - заявил адвокат корреспонденту «БалтИнфо».
Его точку зрения поддержал председатель межрегионального движения в защиту прав автомобилистов Александр Холодов.
«Опыт коммерческих МРЭО, являющийся петербургским ноу-хау, неплохо было бы распространить и на другие регионы страны. В последние годы жалоб на очереди стало в разы меньше», - заявил он корреспонденту «БалтИнфо».
По его словам, если в городе останутся только государственные регистрационные отделы, желающие ускорить процесс все равно останутся, только тогда они будут давать взятки.
«Если выбирать между взяткой и деньгами, которые проходят через кассу и с них платятся налоги, то я выбираю кассу», - резюмировал Холодов.
Однако, по словам бывшего сотрудника ГИБДД, а ныне адвоката Владимира Гарнина, коммерческие МРЭО являются не менее коррупциогенными – только «получают» с них руководство Госавтоинспекции. Юрист уверен, что заставить государственные регистрационные отделы работать как следует вполне реально, после чего от частных можно будет отказаться.
«В государственных регистрационных отделах инспекторы уходят «перекурить» на часик-другой, у них постоянно «зависает компьютер», в общем, они тянут время и ждут, когда посетитель предложит «ускорить процедуру». При этом в дни, отведенные на обслуживание государственных организаций, там никого нет! Так что, достаточно просто перераспределить человеческие ресурсы, и все заработает намного лучше», - сказал Гарнин корреспонденту «БалтИнфо».
По его словам, действительно остро стоит только проблема помещений, но и она решаема.
«Надо, чтобы 4-й отдел ГИБДД организовал контроль и надзор за их деятельностью. И необходимо прописать, сколько минут отведено на осмотр одной машины», - резюмировал адвокат.
Напомним, что шаги к закрытию коммерческих МРЭО уже предпринимались. Так, согласно приказу министерства финансов от 1 января 2005 года милиция лишилась права получать деньги от коммерческих организаций. Однако нашлась лазейка – теперь инспекторы берут у автомобилистов госпошлину, а все остальное – плата за посреднические услуги коммерсантам.