На открывшемся в Петербурге втором Инновационном форуме можно увидеть и даже потрогать телевизоры с трёхмерным изображением, кепки для гаишников со встроенными солнечными батареями, говорящие журналы и ещё множество воплощений передовой технической мысли, причём отечественной. Однако чаще всего уникальные инновационные продукты существуют в единственном экземпляре.
На открывшемся в Петербурге втором Инновационном форуме можно увидеть и даже потрогать телевизоры с трёхмерным изображением, кепки для гаишников со встроенными солнечными батареями, говорящие журналы и ещё множество воплощений передовой технической мысли, причём отечественной. Однако чаще всего уникальные инновационные продукты существуют в единственном экземпляре и пока «страшно далеки от народа».
Судя по речам почётных гостей инновационного саммита, прорыв в области высоких технологий ждёт Россию не раньше 2015 года. К этому времени доля инновационных продуктов в общем объёме производимых товаров должна достигнуть 4%. Вроде бы немного, если не учитывать того, что сейчас этот показатель не достигает и 1% (для сравнения: в Германии — более 60%). Главную проблему российского рынка ёмко определил президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.
«Проблема не в отсутствии мозгов (они у нас есть), а в недостатке спроса. Множество наших изобретений не доходят до потребителя, потому что не находят спроса у производителей, а сами изобретатели превратить свою идею в капитал не в состоянии», - подчеркнул он.
Слова бывшего федерального министра подтвердил и Василий Урюмов, генеральный директор небольшой компании, занимающейся разработкой компьютерных систем распознавания человеческого голоса. «Это одна из тех технологий, которая будет во всём мире востребована не через 10-15, а уже через 3-5 лет. Но наши пока ещё сырые разработки мы вынуждены продавать за рубеж — здесь нет на них спроса. Зато там их доработают и потом начнут продавать нам же, в Россию, но только в несколько раз дороже», - считает он.
В Петербурге часть технологических нововведений всё же внедряются, но крайне медленно. Скажем, систему электронных валидаторов в общественном транспорте, которые позволили бы полностью избавиться от кондукторов, начали в качестве эксперимента внедрять ещё более 2 лет назад. Сейчас распространение этих систем продвинулось ненамного. «Примерно 300 единиц автотранспорта оборудовано ими, но по большей части они функционируют параллельно с кондукторами. Видимо, не могут уволить их по каким-то причинам. Мы эти устройства производим, и готовы увеличить темпы, но пока этого никто не требует», - говорит представитель компании «Светлана-Карт» Евгений Никифоров.
Тем не менее, новинок на нынешнем форуме представлено достаточно. Например, обычные с виду телевизоры, только с помощью дополнительных матриц проецирующие трёхмерное изображение. Пока, впрочем, оно достаточно расплывчатое и напоминает ожившую голограмму. Но в следующем году японские производители обещают существенно увеличить качество.
Новозеландцы решили удивить посетителей выставки мигающими кепками: на козырёк закрепляются два фонарика, которые питаются от солнечной батареи, причём заряжаться она может даже от обычной настольной лампы. Кстати, не исключено, что в таких головных уборах будут вскоре щеголять гаишники. Учитывая, как смотрятся в них сотрудники компании, гаишники в случае положительного решения своего руководства вполне могут стать ещё одной достопримечательностью Петербурга.
Отечественные разработчики тоже вполне способны удивить посетителей. Например, одна из компаний представила специальное оборудование, которое способно озвучивать изображения в печатной прессе, детские настольные игры и даже идентифицировать марки металла. Например, при нажатии специальным маркером на фотографию бутылки шампанского, из колонок звучит французская мелодия. «Это предложение, надеюсь, заинтересует рекламодателей. Но, помимо этого, наше изобретение можно использовать в детских обучающих играх, в учебниках иностранных языков, в изданиях для слабовидящих. Кроме того, разработкой заинтересовались налоговики — с её помощью можно проверять подлинность акцизных марок или идентифицировать автомобильные запчасти», - говорит директор фирмы Андрей Мишин.
Впрочем, некоторые достижения могут вызвать лишь удивление, особенно у иностранных гостей. Скажем, в эпоху повсеместного распространения цифрового телевидения посетителям предлагается восхититься успехами экспериментальной цифровой телесети в небольшом микрорайоне Красного села. А с технологиями обеззараживания воды, системами мониторинга безопасности зданий или промышленными ноутбуками (способными работать в воде, при минусовой температуре и вибрациях) можно было ознакомиться на прошлогоднем форуме, и даже на профильных выставках два года назад.
Павел Гинёв, "Фонтанка.ру"