70-летие со дня подписания советско-германских соглашений (пакта Молотова - Риббентропа), исполнившееся 23 августа, обречено на повышенное общественное внимание, по крайней мере, до 1 сентября - даты гитлеровского нападения на Польшу.
«Жертвы сталинизма» причастны к холокосту
Переосмысление исторического опыта - это естественный процесс, если он вызван открытием новых источников и документов, отображающих события прошлого под новым углом зрения. Главное, чтобы эволюция исторической памяти не зависела от политической конъюнктуры, свойственной каждой эпохе. Ибо событие прошлого подсудно лишь его современникам, опирающимся на правовую культуру своего времени и не откладывающим свою оценку на потом.Пример тому - Нюрнбергский процесс, юридически неоспоримо указавший виновников в развязывании Второй мировой и их покаравший.
Не является в этом смысле исключением и пресловутый пакт Молотова - Риббентропа. Факт его заключения неоспорим, а практика подобных договоров заслуживает осуждения на будущее. Но, к сожалению, обнародование российской копии документа произошло в конце мятежных 80-х годов прошлого века - в не самый лучший для этого период.
Вообще говоря, большинство серьезных исследователей сходятся в научных оценках кануна Второй мировой. Но 3 июля Парламентская ассамблея ОБСЕ приняла резолюцию, во-первых, по существу приравнивающую нацизм к сталинизму, во-вторых, объявляющую день подписания советско-германского пакта днем памяти жертв тоталитарных режимов, в-третьих, весьма дискуссионную даже среди специалистов дату начала Второй мировой европейские политики чуть ли не «декретно» назначили на 23 августа 1939 года.
Но подлинная история не приемлет не только сослагательного наклонения, но и черно-белой гаммы. Не так давно во Вроцлаве, бывшем немецком Бреслау, отошедшем к Польше после Второй мировой войны, была развернута экспозиция с картами, посвященная пакту Молотова - Риббентропа. На них показано, сколько Советский Союз захватил у Польши земель. Но на этих картах не был упомянут сам Бреслау. Литва же именно в год советской «оккупации» обрела около 13 процентов своей нынешней территории. И таких примеров немало. А ведь именно Литва - не без сочувствия поляков - с не понятно как примкнувшей к ней Словакией стали инициаторами резолюции ОБСЕ. Кстати, именно с Литвой, ныне жаждущей от России покаяния, связан один из эпизодов холокоста. Дело в том, что уже 25 июня 1941 года вступившие в Каунас части вермахта застали местных националистов за приготовлениями к «окончательному решению еврейского вопроса», итог - две тысячи убитых за два дня. Трудно сказать, кто тогда усердствовал больше - гитлеровцы или литовские «жертвы сталинизма».
Корыстный интерес
Озабоченность любого нормального политолога сегодня должны вызывать не разночтения историков по поводу событий 70-летней давности, а политические на них спекуляции. Точнее - их одновекторная антироссийская заданность. Поясним вопросами. Во-первых, не слишком ли примитивно противопоставлять тогдашних мировых игроков по явно осовремененному принципу - демократы против тоталитаристов? При том, что антигитлеровскую коалицию, положившую конец не только нацизму, но и войне, составили страны, весьма идеологически разные: «демократические» США и Великобритания, оккупированная Франция и сталинский Советский Союз. Кстати, методы не только вооруженной, но и политической борьбы, к которым прибегали тогдашние «демократы», вряд ли соответствуют сегодняшнему пониманию добра и зла. Про Дрезден и Хиросиму корректно умолчим. Но и на Ялтинской, 1945 года, конференции держав-победительниц трое мировых лидеров заинтересованно обсуждали возможность принесения в жертву десятков тысяч гитлеровских офицеров ради назидательного искоренения немецкого милитаризма. И едва ли не в 90-х годах прошлого века в США сняли проклятие со своих сограждан-японцев, изолированных в лагерях после нападения Японии на Пёрл-Харбор. Немцам в СССР по сравнению с американскими японцами в некотором роде даже больше повезло.
Во-вторых, почему начало Второй мировой столь безальтернативно «назначено» на день подписания пакта Молотова - Риббентропа? Неужели для того, чтобы поровну обвинить Берлин и Москву в развязывании войны? Но, простите, 23 августа никто ни на кого не напал. Тот факт, что боевые действия начались через неделю, указывает на другую, истинную, дату - 1 сентября 1939 года. Если же настаивать на политико-дипломатическом «первом толчке» к началу мировой войны, то по этой логике им можно считать Мюнхенское соглашение, подписанное Германией, Англией, Францией и Италией в сентябре 1938 года. Оно и спровоцировало оккупацию Германией чешских Судет, а заодно Польшей - части чехословацкой же Тешинской области. Не менее резонно считать началом войны и гитлеровский аншлюс Австрии в марте 1938 года - с него Гитлер приступил к созданию «тысячелетнего рейха».
Что касается не добавившего нам симпатий секретного протокола к Московскому соглашению (этот протокол чаще всего и называют пактом Молотова - Риббентропа), то он действительно оговаривал зону интересов СССР в Восточной Европе и Балтии.
Москва, не имея альтернативы в виде общеевропейского антигитлеровского щита, частично воспользовалась этим протоколом в полном соответствии с тогдашними представлениями о соотношении морали и политической целесообразности. Спросим напрямую: если Рудольф Гесс перелетел в мае 1941 года в Англию не для заключения такого же «сепаратного» соглашения, почему сведения об этом событии до конца не раскрыты? И так ли конспирологичны подозрения в убийстве этого нацистского преступника, входившего в пятерку гитлеровских бонз? Притом что его смерть наступила при британском карауле в берлинской тюрьме Шпандау…
В-третьих, с какой стати публицистический «тоталитаризм» столь эксклюзивно осуждается применительно к событиям 70-летней давности? Это ведь не «геноцид» и не «нацизм», получившие правовую, а не бюрократическую оценку. Отсюда в-четвертых - тем ли занимается ОБСЕ, структура, созданная в 1975 году для поиска компромисса между Западом и Востоком?
Она ведь создавалась в дополнение к забюрократизированной ООН и в противовес противостоящим друг другу НАТО и Варшавскому Договору. Если потребность в компромиссе и «взаимопонимании», как способе выжить в конфронтационную эпоху, исчезла с начала 1990-х, то чем мы так обязаны ОБСЕ, международному институту, ставшему не посредником, а инструментом политического на нас давления? О какой общеевропейской консолидации уместно в этом случае вести речь? В-пятых, имеют ли подспудные претензии к Москве встречные причины? Нет. Россия не имеет не территориальных, ни иных международно-правовых претензий к соседям.
Поэтому, в-шестых, и это, пожалуй, главное: какие худшие последствия ждут страну, не сопротивляющуюся подобным политическим каверзам, похожим на диктат? Прежде всего вслед за возложением на Россию моральной ответственности за жертвы военного времени незамедлительно последует ответственность юридическая. Во всяком случае, многомиллиардные иски к России о возмещении ущерба от советской «оккупации» во многих восточноевропейских столицах уже готовы. Одной из первых такой иск подготовила Литва (на 23 миллиарда евро) - автор той самой резолюции про 23 августа. Так что дело за признанием СССР преступным государством, а России - его правовым наследником. Но для начала требуется утвердить тождество Гитлера Сталину, а Советского Союза - фашистской Германии в массовом сознании. Что и происходит на наших глазах.
Горбачёв поторопился
Некоторые историки считают, что начало этому «претензионному» процессу положило чересчур безоглядное признание Горбачевым нашей ответственности за гибель пленных польских офицеров в Катыни. По крайней мере дополнительного исследования заслуживает интерпретация так называемых расстрельных списков. Были ли они действительно расстрельными или представляли собой перечень пленных, передаваемых от наркомата обороны НКВД, - вопрос не только исторический, но и политический. Не исключено, ситуацией 1941 года просто воспользовались гитлеровцы, заставшие еще живых поляков в брошенных лагерях. Может, именно на этой теме сосредоточить усилия историков, по меньшей мере, трех заинтересованных в истине стран?
Борис Подопригора
Материал также можно прочитать в свежем номере газеты "Ваш тайный советник" от 24 августа 2009 года.