В российский прокат вышел долгожданный фильм Квентина Тарантино «Бесславные ублюдки». Знаменитый режиссер снял историю про отряд молодых евреев, что под предводительством усатого Брэда Питта отправляются в воюющую Европу убивать немцев. Причем, делать это именно как ублюдки - максимально кроваво и... показательно. Снимать скальпы. Разбивать головы бейсбольной битой. Вырезать на лбу свастику. В общем, получать удовольствие от своей работы…
То, что Тарантино - киноман, насмотревшийся в своем видеопрокате киноклассики вперемешку с гонконгскими боевиками, знают все его поклонники. Однако в прошлом никакие синефильские закидоны не мешали ему снимать экшен, который нескучно было смотреть. Отличительной особенностью этого тонкого постмодернистского режиссера было то, что он никогда не делил своих зрителей на тех, кто может узнать киноцитату из Такеши Миике, и тех, кто просто пришел посмотреть на веселое мочилово.
Другое дело «Бесславные ублюдки». Как выяснилось, в своем видеопрокате Тарантино увлекался не только спагетти-вестернами, но и итальянскими фильмами категории «В», в частности, военным трэшем 70-х. И чуть ли не на заре кинокарьеры мечтал снять римейк картины Энцо Кастеллари, в которой пропащие американские солдаты, вместо того, чтобы попасть под суд, попадают на секретную военную операцию. Но поскольку снимать обыкновенный римейк создатель «Криминального чтива» не может по определению, то итальянский трэш про солдат волшебным образом преобразился в историю про отряд молодых евреев, целью которого является не только уничтожение численного состава немецкой армии, но и психологическое давление. Немцы должны знать, что таким варварским образом их убивает гонимый ими народ. А чтобы было еще страшнее, «ублюдки» придумывают себе прозвища типа Жид-медведь (Эли Рот). Это тот, который с бейсбольной битой…
Вот тут-то начинается расслоение, выносящее «Бесславных ублюдков» за рамки тарантиновской кинокарьеры. Мало ему, что по-хозяйски разбирается в мировом и европейском кинонаследии, выбирая что пригодится и выбрасывая что не надо. Он еще и историю европейскую потрошит, как курицу на обед. Маскируясь под «ублюдка», американец Тарантино, как третейский судья, выносит окончательный приговор, кто в истории Второй мировой плохой, кто хороший. Немцы плохие, потому что убивали евреев и захватили пол-Европы. Французы, англичане и американцы хорошие, потому что против фашистов воевали. Немцев, за то, что они такие плохие, надо нещадно уничтожать. Причем уничтожать должны евреи, как самая преследуемая нация. Русские не показаны…
Тарантино в этом фильме не интересуется «глупой» послевоенной политкорректностью или христианским милосердием к побежденному врагу. Только законы военного времени и ветхозаветное «око за око». Никакая предыдущая история мирового кино, где уже очень давно принято изображать немцев такими же жертвами войны, им в расчет не принимается. Даже соотечественник Спилберг с его Шиндлером не указ. Больше всего фильм Тарантино напоминает знаменитый «Черчилль», где Черчилль - это не британский премьер-министр, а бравый американский лейтенант, что крутит шашни с английской королевой и захватывает Гитлера. Только у Тарантино Гитлера убивают евреи-мстители. Надо родиться американцем (или как минимум англичанином), чтобы подобным образом обращаться с европейской историей.
Тарантино свою заокеанскую чужеродность прекрасно осознает и именно на ней строит сценарные повороты. Более того. Именно благодаря рефлексии на тему «американское-европейское» и становятся возможными «Бесславные ублюдки» - Тарантино совершенно осознанно ставит себя и своих героев в позицию заокеанских варваров, людей из Нового света, которым чужды европейские тонкости вроде милосердия или знания истории. Ублюдков, которым можно все, именно потому, что они - ублюдки. Незаконнорожденные порождения рафинированной европейской культуры, которые пришли в Европу потому, что Старый свет, несмотря на его тонкость и образованность, докатился до фашизма. И совершенно не важно, что половина отряда евреев-мстителей - европейцы. Да и не евреи.
Инъекция, которую американцы должны сделать тонущей в самоуничтожении Европе, очень болезненна - янки ведут себя по отношению к немцам с такой варварской жестокостью, что последние даже вызывают сочувствие. Так, прежде, чем размозжить голову отказавшемуся предать товарищей немецкому офицеру, Жид-медведь показывает на железный крест и спрашивает: «Это за убийство евреев?». – «Нет, за храбрость». Потом офицера забивают бейсбольной битой с радостными воплями: «Мяч перелетает на Хай-стрит». Если бы не фирменный тарантиновский юмор, смотреть на это было бы невозможно.
Но еще хуже варварской жестокости то, что американцы не знают ни одного языка, кроме английского. Тарантино так развлекают лингвистические проблемы своих соотечественников, что он даже специально вставляет эпизод, в котором героиня - немецкая кинозвезда, бросает Брэду Питту, только что истязавшему ее: «Вы, американцы, ни на каком языке кроме английского ведь не говорите?». Более того, именно из-за того, что янки не знают ни одного европейского языка, операция по уничтожению Гитлера едва не терпит катастрофу - Бред Питт, говорящий единственное известное ему итальянское слово с чудовищным английским акцентом, просто превращается в радистку Кэт, по-русски орущую во время родов.
Но злая ирония по поводу американского интеллектуального убожества улетучивается, как только Тарантино переходит на привычную для себя территорию киномана. И здесь «Бесславные ублюдки» превращаются в гимн кино. В первую очередь, американскому.
Можно сколько угодно шутить насчет американской тупости, но невозможно не смотреть и не знать американское кино. Чарли Чаплина или фильмы про индейцев. Даже бравые немецкие солдаты, беззастенчиво расположившиеся в кабачке в сердце захваченной Франции, поддаются очарованию американской фабрики грез. А грубые солдатки изображают танец Греты Гарбо из фильма «Мата Хари». Даже холоднокровный эсэсовец, убежденный в немецком расовом превосходстве, в фильме у Тарантино готов, как маленький ребенок, пересказывать сюжет «Кинг-Конга». Правда, пылкая любовь к кино через минуту не помешает всем этим милым синефилам перестрелять друг друга, но в фильме Тарантино по-другому и быть не может.
Особое место в «Ублюдках» занимают кинодивы. Режиссер, выведший в кинозвезды женщину с самыми большими в Голливуде ногами, с восторгом подростка фантазирует на тему Греты Гарбо и Марлен Дитрих. Обеих символизирует актриса Диана Крюгер, играющая в картине выдуманную немецкую кинозвезду Бриджит фон Хаммерсмарк. Тарантино не очень-то задумывается о том, что в жизни Гарбо и Дитрих друг друга терпеть не могли и символизировали немного разные женские типы. Обе для него не живые дамы, а символы ушедшего кинематографа. Его золотого века. И поэтому Диана Крюгер демонстрирует мужицкие ухватки, как Дитрих, и поднимает брови, как Гарбо. Более того - именно она придумывает покушение на Гитлера, так же, как в свое время реальная Грета Гарбо, по слухам, хотела застрелить реального Гитлера. Он ведь ею восхищался и ее, при встрече с фюрером, не стали бы обыскивать…
Этот наполненный мифами и неправдами американский кинематограф, по мнению Тарантино, куда более милосердный вид культуры, нежели кино европейское, а вернее, немецкое. Собственно, для этого режиссера существует только два вида кино - американское и немецкое. Последнее - это фашизм на пленке. Та же самая нацистская жестокость, только в целлюлоиде. Символом его становится другая красивая женщина - Лени Рифеншталь, героиня фильмов Арнольда Фанка и автор «Триумфа воли», прославляющего нацизм. И не важно, что Рифеншталь лично никого не убивала. Для героев картины и, наверное, для самого Квентина Тарантино, она такая же преступница, как и Гитлер. Настолько серьезно они относятся к кино. Одна из героинь фильма - чудом избежавшая смерти еврейка Шосанна (Мелани Лоран), став владелицей кинотеатра в Париже, произносит имя Рифеншталь с такой же ненавистью, как и имя убийцы своих родителей. Она вынуждена показывать фильмы с участием Лени потому, что ее заставляют немцы, но с радостью меняет их на кино с Максом Линдером.
Находится в фильме место и прямым синефильским шуточкам. Так один из «ублюдков», по профессии кинокритик, на вопрос гестаповца о том, где в Германии говорят с таким странным акцентом, как у него, отвечает, что родился рядом с горой Пиц-Палю - выдуманным местечком из фильмов с Лени Рифеншталь. Это то же самое, что наш бы ответил, что родился в деревне Пеньково… И таких милых шуточек в фильме не счесть. Жаль только, что распознать их может только тот, кто разбирается в кино. Всем остальным придется довольствоваться отрезанными скальпами и выпяченной челюстью Брэда Питта.
А то, что Гитлер, Геббельс и Черчилль у Тарантино больше похожи на картонных кукол, так это потому, что для американского «варвара» и реальные люди, и герои фильмов равны. Как оловянные солдатики, изображающие войну 1812 года. Никто же не предъявляет претензий по поводу нереалистично снятого Наполеона.
Елена Некрасова, «Фонтанка.ру»