Снижение показателей аварийности отмечено во всех федеральных округах и субъектах Российской Федерации – несмотря на то, что только в прошлом году количество транспорта в РФ увеличилось на 6,5 процентов: легковых автомобилей – на 8,9%, грузовых автомобилей – на 3,5% и автобусов – на 1,3%. Всего за 2008 год зарегистрировано 218 322 дорожно-транспортных происшествия, что по сравнению с 2007 годом меньше на 7,6 %. В Департаменте ОБДД МВД России подвели статистику по итогам 2008 и за первую половину 2009 года.
В 2008 году основное количество дорожно-транспортных происшествий зарегистрировано на улицах городов и населённых пунктов. На пригородных трассах отмечено чуть больше четверти всех ДТП в стране, однако тяжесть последствий их в 2,5 раза выше, чем в городах. Особенно много таких происшествий (40%) в Московской, Ленинградской, Калужской, Смоленской и Псковской областях.
На федеральных автодорогах зарегистрировано 22691 ДТП, при этом наибольшей тяжестью последствий характеризовались дорожно-транспортные происшествия на автодороге «Беларусь» – 24 погибших на 100 пострадавших, а наименьшей – на автодороге «Нарва» (10).
Почти шестая часть всех происшествий произошла на перекрестках: в целом по стране количество таких ДТП уменьшилось, но удельный вес аварий на пересечении дорог наиболее высок в Санкт-Петербурге.
В среднем по стране в дорожно-транспортных происшествиях погибли каждые 10 из 100 пострадавших водителей. По числу раненых самыми «травмоопасными» видами ДТП стали столкновение транспортных средств, наезд на пешехода, опрокидывание и наезд на препятствие. В среднем по России на 100 тыс. жителей в 2008 г. пришелся 51 наезд на пешехода, однако в отдельных субъектах Российской Федерации ДТП данного вида совершались значительно чаще: в Санкт-Петербурге – 93, а в Новгородской области – 82. В Ленинградской области в полтора раза увеличилось количество происшествий в зоне пешеходного перехода, в Новгородской области – на треть.
Несмотря на то, что доля наездов на пешеходов снижается, данный вид происшествий по-прежнему остаётся самым массовым: на пешеходных переходах в 2008 году зарегистрировано 15167 ДТП, в которых погибло 976 и ранено 15559 человек. Четыре из пяти наездов на пешеходов на переходах совершены по вине водителей, при этом количество таких ДТП возросло. Каждый пятый наезд на человека совершён на пешеходных переходах. И наибольшее количество таких случаев приходится на Москву и Санкт-Петербург, хотя в Питере этот показатель снизился на 19 %.
Заслуживает внимания тот факт, что на протяжении года - с февраля по август - наблюдалось последовательное увеличение количества ДТП. В сентябре оно несколько снизилось, а в октябре поползло вверх. В ноябре и декабре количество ДТП последовательно уменьшалось. Пик количества аварий пришёлся на август (22860 ДТП, или 10,5%). Наиболее тяжелыми последствиями характеризовались происшествия, случившиеся в ноябре, октябре и январе, а минимальными – в мае.
Максимальное количество ДТП среди дней недели приходится на субботы (16,2%), воскресенья и пятницы (по 15,1%). Наибольшее число пострадавших также зарегистрировано в уик-энд; в воскресенье и субботу отмечаются самые большие значения показателя тяжести последствий, а в понедельник последствия минимальны.
В течение суток пик по количеству ДТП приходится с 11 до 18 часов и с 18 до 22 часов, а спад – с 22 до 24 часов. Самым "аварийноопасным" был период с 18 до 22 часов, а наименее аварийным – с полуночи до семи утра. Однако именно в период с 0 до 7 часов участники ДТП подвергались максимальному риску получения смертельных травм (тяжесть последствий – 14 погибших на 100 пострадавших). Также значительной была тяжесть последствий аварий, случившихся с 22 до 24 часов. Каждая двенадцатая авария легкового транспорта была совершена водителями, находящимися в состоянии алкогольного опьянения.
Продолжается ежегодный рост количества ДТП по вине водителей-женщин (8,4% всех ДТП). В результате этих происшествий погибли 1215 и ранены 20726 человек. Максимальное их количество зарегистрировано в Московской области и Санкт-Петербурге. В прошлом году количество ДТП, совершённых водителями-женщинами в состоянии опьянения снизилось на 2,4%, что меньше общероссийской тенденции снижения количества ДТП по вине нетрезвых водителей. Это составляет 3% от общего количества происшествий, совершенных нетрезвыми водителями.
Вследствие нарушений, совершённых водителями мотоциклов, находящимися в состоянии алкогольного опьянения, произошло практически каждое девятое ДТП от всех происшествий по вине мотоциклистов. Несмотря на снижение количества таких случаев в целом по России, в Северо-Западном федеральном округе рост числа погибших составил 87,5%.
Радует, что в 2008 году снизились основные показатели аварийности с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет: число пострадавших в ДТП детей снизилось на 2020 человек.
В 2009 году тенденция снижения аварийности продолжилась: по итогам первого полугодия уменьшился удельный вес самого массового вида ДТП – наездов на пешеходов, однако число погибших в результате наездов на территории Карелии, например, возросло в полтора и более раза. Наибольшее число погибших в ДТП с пешеходами зарегистрировано в Москве, Московской области, Краснодарском крае и Санкт-Петербурге .
Более чем на 10% возросло количество опрокидываний машин в Санкт-Петербурге. Увеличилось число происшествий из-за несоблюдения очерёдности проезда, неправильного выбора дистанции, нарушения правил обгона, правил перестроения, нарушения правил движения задним ходом. Также увеличилось количество ДТП по вине водителей, ранее лишённых права управления.
Более чем на треть уменьшилось количество нарушений водителями правил применения ремней безопасности, на 18,3% - нарушений правил перевозки детей.
Отмечен значительный рост количества ДТП с тяжёлыми последствиями по вине водителей автобусов: их было 89-ть, при этом 14 человек погибли и 139 получили ранения. По вине водителей троллейбусов произошло 157 ДТП, наибольшее количество таких ДТП произошло в Москве, Брянской области и в Санкт-Петербурге. 63 аварии совершили водители трамваев, в которых 5 человек погибли и 79 получили травмы. Максимальное количество таких происшествий зарегистрировано в Москве и Санкт-Петербурге. Единственное в России ДТП, совершённое пьяным водителем трамвая, произошло в Хабаровском крае.
В первом полугодии нынешнего года сократилось количество дорожных происшествий по вине водителей мотоциклов. При этом следует отметить, что в каждом третьем случае участники ДТП не использовали защитные шлемы. Более половины таких случаев связаны с нарушениями, допущенными водителями мопедов и приравненных к ним транспортных средств (т. н. «мокиков», «скутеров» и т. д.). По итогам первого полугодия 2009 года отмечено снижение количества таких ДТП на 1,3%.
Полностью с подробной статистикой можно познакомиться по ссылкам: за 2008 год и за первое полугодие 2009 года.
Тем временем безопасностью на дорогах озаботилась общественность. В первые дни августа в Москве прошло расширенное заседание Общественной палаты РФ, посвящённое улучшению ситуации на дорогах и профилактике дорожно-транспортных происшествий. По итогам совещания рабочая группа Общественной палаты в ближайшее время примет обращения и рекомендации в соответствующие министерства и ведомства.
В работе заседания участвовали представители ГИБДД и Минздрава, а также представители различных общественных организаций; в их числе был и председатель Межрегионального общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов» Александр Холодов. Он рассказал «Фонтанке», что речь шла не столько об ужесточении наказаний за нарушение правил дорожного движения, сколько о комплексном подходе к безопасности движения, о целой системе воспитательных и обучающих программ. В частности, среди претензий к Минздраву были подняты такие вопросы, как приведение к современным нормам содержимого автомобильной аптечки, выработки критериев для допуска к управлению транспортом лиц с различными нарушениями здоровья, скорейшее принятие федеральной целевой программы «Санитарная авиация России».
Общественная палата также пришла к выводу, что необходимо в обязательном порядке разработать систему оперативной связи между службами, участвующими в ликвидации последствий ДТП.
Обсуждались перспективы внедрения тахографов («чёрных ящиков», ведущих запись всех действий водителя и параметров автомобиля) не только на грузовом транспорте России, но и на автобусном и других видах пассажирского транспорта. В связи с этим был затронут вопрос об организации близ больших городов соответствующих площадок для мест отдыха и стоянок грузового автотранспорта, отвечающих всем европейским нормам. Шла речь и о низком качестве наших дорог: ведь дорожные строительные нормы и правила (СНиП) не менялись у нас в стране с 1989 года.
Руководитель Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ Виктор Кирьянов особо подчеркнул необходимость принятия целого комплекса дополнительных мер по борьбе с пьянством за рулем.
Большое время в работе заседания было уделено совершенствованию законодательства, в том числе – и явным недоработкам в существующей ныне практике медицинского освидетельствования водителей. Представителей Минобразования информировали о том, что для улучшения ситуации на дорогах нужна система воспитательных и обучающих программ, направленных на создание атмосферы нетерпимости в отношении нарушителей правил дорожного движения.
Члены Общественной палаты приняли решение о составлении единого документа, содержащего поправки к существующим законам о дорожном движении. Как отметил Александр Холодов, соответствующий документ, содержащий детальные рекомендации по решению существующих проблем в сфере дорожного движения, будет готов уже в ближайшее время.
Александр Кириллов, "Фонтанка.ру"