Федеральная антимонопольная служба объяснила автолюбителям, почему в России никогда не будет дешевого бензина. Чиновники считают: все из-за недостаточной конкуренции на внутреннем рынке и неразвитой инфраструктуры. При этом антимонопольщики сообщают, что будут продолжать штрафовать компании, которые сознательно создают дефицит топлива на рынке и завышают цены.
В ФАС отмечают, опубликовать открытое письмо, адресованное покупателям бензина, их вынудили многочисленные обращения граждан в адрес президента и правительства страны. В своих жалобах автомобилисты обращают внимание на неуклонный рост цен на топливо, который продолжается несмотря на снижение нефтяных котировок на мировых биржах.
Монопольщикам, впрочем, порадовать на этот счет нечем. Скорее всего, подобная тендеция сохранится и впредь. “Практически на всех территориях России уровень конкуренции в сфере реализации нефтепродуктов недостаточен, поскольку рынки (в первую очередь – оптовые) в той или иной степени контролируются крупнейшими российскими вертикальноинтегрированными нефтяными компаниями и их дочерними структурами. Все крупнейшие из ныне действующих нефтеперерабатывающих заводов были построены еще в период плановой экономики в привязке к определенным нефтедобывающим мощностям и для обеспечения нефтепродуктами определенных территорий”, - пишут специалисты ФАС. Они также отмечают, что развитию конкуренции на рынке мешает дефицит перерабатывающих мощностей и нефтехранилищ, а также административные барьеры, затрудняющие приход в бизнес новых игроков.
Фактически ФАС признало крайнюю монополизированность и закрытость внутреннего рынка нефтепродуктов. Ведомство вынуждено констатировать также, что оказалось бессильно против крупных нефтяных структур. Об этом говорит то, что новых решений по нормализации ситуации на топливном рынке, госслужба не предлагает. ФАС подтверждает, что может воздействовать на нефтяных гигантов только штрафами. По данным, приведенным службой, в 2008 году территориальные органы рассмотрели более 200 дел по завышению розничных цен на бензин. Итоговая сумма штрафов для игроков нефтяного рынка составила 6 миллиардов рублей. Взыскания получили “ТНК-BP”, “Газпром-нефть”, “Лукойл” и “Роснефть”.
Практику расплаты за жадность ФАС планирует продолжить и в этом году. В службе сообщили, что нашли сходные нарушения в действиях топливных компаний в мае-июне 2009 года, когда цены на бензин резко поднялись в большинстве регионов страны. Причиной, по мнению специалистов ведомства, стало создание искусственного дефицита нефтепродуктов на оптовых площадках. “Фигурантами” дела выступают все те же компании, что и в прошлом году. ФАС заверяет, что в ближайшее время они вновь получат штрафы.
Но, как известно, эта мера воздействия нефтянников не пугает. Они успешно оспаривают необходимость платить штрафы в суде: “ТНК-BP” опротестовало взыскание на 1,1 миллиард рублей, иски “Газпром-нефти” и “Роснефти” находятся пока в стадии рассмотрения.
Кроме того, несмотря на претензии со стороны антимонопользщиков, нефтяники продолжают взвинчивать цены. Так, за последний месяц стоимость Аи95 возросла в среднем на рубль (стоит около 24 рублей за литр против 22,6-23 рублей в июне). Как отмечает президент Нефтяного клуба Петербурга Олег Ашихмин, скачок был вызван именно повышением оптовой стоимости нефтепродуктов на внутреннем рынке. Правда, специалист отметил: если нефть на мировых рынках будет терять стоимость, у местных поставщиков не будет оснований для взвинчивания цен. В ближайшее время, считают эксперты, на рынке бензина будет наблюдаться некоторое затишье.