С 27 июля текущего года более 60 тысяч автомобилистов Петербурга ездят с недействительной страховкой ОСАГО. Противоречия в законодательной базе позволили Российскому союзу страховщиков не платить за компанию, ушедшую с рынка, сообщает "Мой район".
27 июля Арбитражный суд Петербурга вынес решение о банкротстве страховой компании «Конда». По закону о банкротстве с момента решения суда все договоры становятся недействительными, в том числе ОСАГО и КАСКО.
После объявления страховщика банкротом РСА – организация, курирующая ОСАГО, – заявила, что из компенсационного фонда (который предназначен для выплат в ситуациях, когда у страховщика отозвана лицензия) выплаты пострадавшим от автомобилей, застрахованных по ОСАГО, в «Конде» не будет. За исключением ДТП, произошедших до 27 июля.
Такая дикая ситуация возникла на новейшем рынке страхования впервые. За шесть лет несколько питерских страховщиков прекратили работу по ОСАГО, но раньше РСА платил всем пострадавшим.
Особенность ситуации в том, что в предыдущих случаях между отзывом лицензии и банкротством проходило достаточно времени, чтобы срок действия большинства договоров страхования заканчивался. В случае же с «Кондой» отзыв лицензии состоялся 10 июня, то есть 1,5 месяца назад.
По итогам 2008 года «Конда» находилась на пятом месте по сборам ОСАГО в Петербурге – до 60 тысяч автомобилистов обеспечены полисами ОСАГО этой компании.
Что делать владельцам полисов «Конды»?
Если по КАСКО вы застрахованы на крупную сумму, то есть смысл подавать заявление в Арбитражный суд и вставать в общую очередь кредиторов.
По ОСАГО вряд ли так стоит так поступать – судебные издержки будут выше. Проще купить полис ОСАГО у другого страховщика. Можно ездить и со старым полисом – милиция вряд ли будет штрафовать таких водителей.
Но следует помнить, что полис «Конды» превращается в бумагу с непонятными правилами и может не защитить от судебных претензий пострадавшей стороны.
Фактически владельцы полисов «Конды» приравнены к водителям, которые не покупали ОСАГО. Поэтому если у виновника аварии нет полиса, то на него следует подавать в суд, если тот добровольно не компенсирует убыток.
«Хотя в случае ДТП суд может встать на сторону владельца полиса «Конды», так как он добросовестный приобретатель», – отмечает Сергей Сафронов, генеральный директор «Авеста».
«Потерпевшие должны получать свои деньги через РСА, вне зависимости от действий властей и собственников страховщика, – негодует Евгений Дубенский, глава Петербургского Союза страховщиков. – Это недопустимый пробел в законодательстве, который необходимо срочно ликвидировать».