Шёл однажды по Черкизовскому рынку режиссер Павел Бардин и ел самсу. Там он и вдохновился идеей снять фильм о банде московских неонацистов. Так появилась картина «Россия 88». Никто из российских режиссёров не брался за эту не освоенную тему раньше. Но первому летописцу пришлось нелегко. Фильм не допускали в прокат, интервью с режиссёром снимали с печати, часть антифашистов обиделась, что показали нацистов, а те в свою очередь - что показали не так, как надо. Кстати, всю нацистскую символику создатели фильма без труда купили в Москве. Почему киноленте надо верить, Павел Бардин рассказал в интервью «Тайному советнику».
«Они – не звери»
- Вас кто-то консультировал на съемках? Некоторые видеокадры в фильме один в один напоминают ролики Тесака (лидер нацистской группировки «Формат 18». - прим.ред.).
- Специальных консультантов не было. Был опыт общения с этими людьми. Кроме того, информацию собрал в Интернете - на YouTube, в блогах. Действительно, я просмотрел больше сотни роликов - не только Тесака, но и других националистов. Кстати, текст одного из этих реальных роликов главный герой Штык зачитывает дословно. Почитал ту литературу, которую сейчас предпочитают наци. Конечно, «Гитлер. Клинический случай некрофилии» Эриха Фрома их не интересует. Один даже не мог выговорить «Майн Кампф». Я почитал «Дневник Тернера» Пирса, «Мою борьбу» Воеводина.
- Как вам, кстати, книга Воеводина? Он, кажется, у неонацистов за героя.
- Бред сумасшедшего. С художественной точки зрения не могу его оценить. Там такое состояние героя Достоевского, описанное языком человека, страдающего психопатическим расстройством.
- Наблюдатель в фильме, который снимает жизнь наци, - полуеврей со склонностью к мужчинам. Чем оправдан этот ход?
- В эстетике нацистской Германии много самолюбования и показной мужественности - в этом я усматриваю гомоэротические признаки. Кроме того, среди националистов немало полукровок, перекладывающих свои комплексы и слабости на ненавидимую ими часть своей личности.
- В фильме нет шокирующей жестокости нацистов, как, например, в «Американской истории Х». Ребята из «России 88» вызывают даже симпатию или жалость.
- А еще смех и страх. Представьте себя на месте торговца на рынке, когда они его громят, поймете, в чем показана жестокость. Не хотелось их совсем окарикатуривать. Ведь это нормальные живые люди, просто у них идея дурная. Я бы не стал называть десяток тысяч наших сограждан зверьми.
Националисты спорили на показах.
- Брат - фашист, а сестра встречается с кавказцем с рынка. Почему выбрали такой шаблонный сюжет?
- Съемки субъективной камерой диктуют определенные законы жанра. Сюжет намеренно незамысловат.
- В блогах неонацистов фильму не поверили. Почему, как думаете?
- Люди не хотят узнавать себя в собственном отражении, увиденном чужими глазами. Часто во время дискуссий, которые мы устраивали после показов, радикальные националисты высказывали свое недовольство: они считают, что их выставили клоунами. Но, например, в Барнауле к Петру Федорову (сопродюсер и исполнитель главной роли. - прим. ред.) подошел человек из числа этих людей и шепнул на ухо: «Правда, все правда». В чем-то есть художественный допуск, но все-таки мы старались приблизиться к реальности и в создании образов, и в информационной фактуре - использовали всяческие цитаты из реальной жизни. Например, чиновник, пытавшийся купить нашего героя, в своем монологе озвучивает реальную переписку нацидеятелей. Она стала доступной после того, как их электронную почту взломали хакеры-антифашисты.
- По-вашему, современный нацист туп и труслив?
- Разные они. И умные и глупые. Всякие есть. Нет только мифологических нордических героев, какими они себя видят. Когда-то я общался с этими ребятами. Это были совсем другие скинхеды, которых больше привлекала музыка и стиль одежды. Убивать стали позже и уже совсем другие люди. Позже они же и додумались выкладывать записи своих акций на YouTube. Теперь я вижу националистов после показа «России 88» - мы картину показывали во многих городах. Приходят по одному или группами, молча уходят или, наоборот, встают, высказываются, дискутируют.
- Одеты они были, наверное, не так, как в вашем фильме? Подтяжки, ботинки-берцы?..
- Такие тоже, конечно, были. Человек 25 - 30 в Барнауле, например. Но сейчас скинхеды по Москве, где происходит действие фильма, по полной форме не ходят. Это наше художественное допущение. В фильме это показано для того, чтобы обывателю стало понятно, кто перед ним.
- Люди на улицах, которые отвечали на вопрос «Россия для русских?», - актеры?
- Нет, это была документальная съемка. Мы подходили к людям, говорили, что снимаем фильм о России, и задавали вопрос.
- Действительно, такой маленький процент москвичей высказался против лозунга или это монтаж?
- Из опросов в электричке мы взяли почти все. На Пушкинской площади было больше вменяемой молодежи, но интервью с ними не вошли в монтаж, так как они узнавали в герое актера. Есть статистика: больше 60 процентов россиян считают, что Россия для русских.
«Мне не стыдно»
- Кто помог деньгами в создании фильма?
- Спонсоров не было. Сначала нас было трое продюсеров - Василий Соловьев, Петр Федоров и я. Василий сказал, что обеспечит финансовую часть, прошелся по знакомым, друзьям. Это обычные люди - не фонды, не правозащитники. Мы с Василием тоже вложили свои деньги. Всего потратили на производство около 86 тысяч долларов. Потом деньги кончились. Стали показывать черновой монтаж разным людям - так к нам присоединились крупные партнеры. Помогли Александр Роднянский, Александр Шейн, Гия Лордкипанидзе и Анна Михалкова. Появилось еще 150 тысяч долларов на постпродакшн.
- Ожидали, что фильм будет запрещен?
- Фильм не запрещен. Есть отдельные факты цензуры в СМИ. Но есть прокатное удостоверение. Скоро фильм выйдет на экраны. Наши партнеры обещают, что в октябре. Кстати, то, что вы покупаете сейчас в магазинах, - все пиратское.
- «Россия 88» была показана на Берлинском кинофестивале. Как восприняли картину иностранцы?
- Адекватно, доброжелательно, с интересом. Не было московских понтов - там не говорили, что фильм в провинции показывать нельзя, потому что, кроме столичных интеллектуалов, его никто не поймет.
- В Москве посчитали, что у антифашистской «России 88» может быть обратный эффект?
- Не во всей Москве. Так посчитали несколько снобов. Просто их зачастую слышно лучше, чем нормальных людей, - они громче. Пропаганды насилия в фильме нет, пропаганды экстремизма тоже нет. Идея показана именно так, как она живет в головах подобной молодежи - невнятно сформулированной, иногда смешной и однозначно страшной. Если человек собирается встать на путь нацистского боевика, то рано или поздно он это сделает. Тот, кто не собирается резать людей на улицах, и после нашего фильма не будет это делать. Это подтверждается и исследованиями социопсихологов.
- То есть кино не способно изменить устоявшиеся взгляды?
- Это сверхзадача, и это нереально. Если «Россия 88» что-то изменит, буду счастлив. Но одного фильма на всю страну мало... Власть не имеет внятной политики, не проявляет политическую волю в этом вопросе. Чиновники верхних и средних эшелонов могут говорить публично противоположные вещи. Свобода и права личности по-прежнему не озвучены как главные ценности.
Эвелина Барсегян
Кстати
Создатели «России 88» подчеркивают, что:
l в фильме использована только оригинальная нацистская музыка - диски куплены в торговом центре «Горбушка» в Москве;
l большая часть нацистской атрибутики доставлена российским интернет-магазином;
l вся одежда героев фильма - из реального московского магазина, включая майки с надписями «Я - русский» и цитатой «14 слов» нацистского идеолога Дэвида Лейна.
О чём фильм
Главный герой Штык - лидер банды скинхедов под названием «Россия 88». Ее члены снимают агитационные ролики для того, чтобы потом выложить в Интернете. Весь фильм снят так, как будто это любительская съемка одного из членов группировки. Парни тренируются, избивают реперов, устраивают погромы на рынках. Их «крышует» милиция и пытается купить чиновник. Однажды оператор случайно снимает, как сестра Штыка встречается с кавказцем на рынке. Штык назначает стрелку ухажеру, на которой убивают идейного вдохновителя и «опекуна» банды. Влюбленные пытаются бежать, но Штык их находит и убивает кавказца прямо на глазах сестры. Она кончает с собой. Со словами: «Я убил его, потому что он не похож на меня», Штык стреляется.