Около пятисот моряков из Петербурга, которые работают на судах по всему миру, на сегодняшний день испытывают проблемы с задержками заработной платы. По некоторым оценкам, суммарная задолженность перед ними составляет уже миллионы долларов. Однако более точно оценить масштабы проблемы невозможно.
Действующее российское законодательство, да и международные нормы оставляют морякам мало возможностей для защиты своих прав. При этом необходимо отдельно рассматривать проблемы матросов, трудящихся на морских судах под флагом России, и членов экипажей кораблей, ходящих под иностранными флагами. По словам главного правового инспектора Балтийской организации Российского профсоюза моряков Дмитрия Иванова, в настоящее время из всех судов, находящихся в Морском порту Петербурга, две трети ходят под иностранными флагами.
Многие из них используют так называемые «свободные флаги». Это опознавательные знаки 32 государств, таких, как Антигуа и Барбуда или Маршалловы острова, используя которые судовладельцы получают различные налоговые послабления, а также могут занимать более независимую позицию по отношению к нанятым работникам — их в этом случае сложнее защитить профсоюзам родных стран. В частности, неразбериха с флагами и приводит к тому, что посчитать, сколько именно моряков страдает от недобросовестности судовладельцев, невозможно. Порядок «миллионы долларов» корреспонденту «Фонтанки» озвучил координатор Международной федерации транспортных рабочих по России Сергей Фишова.
Моряки часто оказываются без зарплаты, иногда это обусловлено объективными причинами. «В связи с тем, что суда могут находиться в портах, неудобных для перечисления денег, по другим причинам, по взаимному умолчанию сторон, обычно выплата зарплаты происходит в более поздние сроки. Для членов экипажей главное, чтобы отсутствовали длительные задержки в выплатах, а к моменту списания на берег расчет был произведен полностью», - говорит Дмитрий Иванов.
Однако стагнация в мировой экономике приводит к тому, что судовладельцы начинают страдать от «кредитных разрывов», а моряки в итоге не получают жалования. По оценкам Сергея Фишова, средняя задолженность из расчета на пострадавшее судно составляет порядка 60 тыс. евро.
При этом, как отмечает Дмитрий Иванов, такой метод защиты своих прав, как забастовка, учитывая требования законодательства, морякам, тем более ходящим на судах под российским флагом, фактически недоступен. «Судно - это источник повышенной опасности. Экипаж при всех обстоятельствах должен обеспечивать его нормальную эксплуатацию, а нарушение судовладельцем своих обязанностей не дает право членам экипажа нарушать свои», - объясняет он.
Тем не менее, обстоятельства уже вынудили экипаж петербургского судна «Артемида» пойти на голодовку. С ноября прошлого года компания «Информа», которой принадлежит танкер, задолжала пяти морякам более 2 млн. рублей. А в феврале, когда «Артемида» направлялась в Турцию, на ней произошла поломка двигателя, и судно застряло в порту Ейска.
На судне кончилось топливо и продукты. По словам представителя Федерации транспортных работников в Таганроге Леонида Глушака, до сих пор не оплачен и осмотр сломавшегося двигателя. Энергия на «Артемиду» подается со стоящего рядом судна.
«Пока там никто все-таки в обморок не падает. Все под контролем, у них есть чай, кофе», - обрисовал положение моряков Леонид Глушак. Ему также удалось связаться с владельцем судна и директором «Информы» Грантом Баблояном. Тот, по словам профсоюзного деятеля, утверждает, что в настоящее время ждет некоего банковского перевода, который по неизвестным причинам задерживается. Как только деньги будут получены, они поступят в Ейск.
В то же время Сергей Фишов отмечает, что связаться с Грантом Баблояном непросто — он попросту не подходит к телефону. Не удалось сделать это и корреспонденту «Фонтанки». Между тем, на Черном море находится еще одно судно «Информы» - «Гелиос», моряки которого также сидят без зарплаты. На декабрь прошлого года долг перед ними уже составлял 800 тысяч рублей.
По словам Сергея Фишова, и по поводу «Артемиды», и по поводу «Гелиоса» уже поданы иски в Приморский суд Петербурга. Их рассмотрение состоится в конце апреля — начале мая. Как поясняет Дмитрий Иванов, не полученная моряками заработная плата является морским требованием, в целях обеспечения которого возможен даже арест всего судна вплоть до момента выплаты денег.
Напомним, что за три месяца 2009 года в Балтийскую организацию Российского профсоюза моряков за юридической помощью по вопросу взыскания задолженностей уже обращались экипажи петербургских судов «Трансэкспресс», «Метелица» и «Ника».
Николай Конашенок,
«Фонтанка.ру»