В ближайшее время молодое поколение может намного больше узнать о блокаде Ленинграда. Но спешить радоваться не стоит. Ведь источником информации стал автор сценариев к фильмам «Троя» и «Люди Икс: Россомаха», выпустивший посвященный блокаде роман. Он называется «Город воров».
Есть основания полагать, что в ближайшее время молодое поколение может намного больше узнать о блокаде Ленинграда. Но спешить радоваться по этому поводу не стоит. Ведь источником информации стал известный голливудский сценарист Дэвид Бениофф, автор сценариев к фильмам «Троя», «25-й час» и «Люди Икс: Россомаха», выпустивший посвященный блокаде роман. Он называется «Город воров». Скорее всего, превращение литературного труда в киносценарий - лишь вопрос времени.
Что именно подвигло Бениоффа на обращение к ленинградской тематике, сказать трудно. В первых версиях книги имелось посвящение деду «за терпение во время моих поздних звонков». Однако в последних тиражах это посвящение пропало. Пережил ли кто-то из родственников сценариста войну и блокаду в СССР, или свои знания он почерпнул из литературы - непонятно. В интервью Дэвид Бениофф заявляет, что «оба моих дедушки и обе бабушки родились в США».
Сам же роман начинается с того, как молодой сценарист Дэвид приходит к своему живущему во Флориде дедушке Льву Бениову и записывает его рассказы о блокадных годах. В этих историях перед нами предстает 17-летний Лев Бениов, сын пропавшего во время «сталинских чисток» еврейского писателя - юный, наивный мальчик, с даром к шахматам и скрипке, оставшийся во время блокады в Ленинграде, в то время, как его мать и сестра были эвакуированы. Зимой 1942-го он возглавляет бригаду, боровшуюся с немецкими «зажигалками». И однажды вместе со своим другом видит с крыши падающего немецкого парашютиста. Какое-то мгновение Лев думает, что это немецкий десант, но парашютист оказывается мертв. Лев выпивает его коньяк, вытаскивает у него нож, но до появления милиции скрыться не успевает.
В «застенках НКВД» юный мародер оказался в одной камере с молодым Колей, «славянским Адонисом», как именуют его западные литературные критики, арестованным за дезертирство из военной части. И тут шеф НКВД полковник Гречко предлагает молодым людям выбор: казнь или выполнение секретного задания. Mission, практически, impossible. Дочь полковника Гречко собирается замуж, а для свадебного торта нужна дюжина куриных яиц. Лев и Коля должны добыть их в блокадном городе, в случае, если хотят остаться в живых. Их выпускают на свободу, но изымают продовольственные карточки. Принести яйца - единственный способ вернуть свое право на еду, а значит и жизнь.
Лев и Коля, своим общением странно напоминая типичную парочку героев голливудских фильмов, путешествуют по вымирающему городу, действуя друг другу на нервы. Никаких яиц в Ленинграде в книге Дэвида Бениоффа, надо отдать ему должное, нет. В отличии от недавнего нашумевшего творения «Первого канала» «Ленинград. Город живых» (в этом сериале героиня с помощью яиц подделывала печать на документах). Зато есть в книжном Ленинграде семейка каннибалов (мы сможем узнать, что мясо с ягодиц особенно мягкое, и хорошо подходит для пирогов и колбасы — крайне актуальная в свете последних событий информация) и много молодых доступных женщин. Путешествие приводит наших героев из города в Ленинградскую область, где их ждут партизаны и немецкий плен. А также долгожданные куриные яйца. Подробности сюжета рассказывать не будем, но что все закончилось относительно хорошо, можно догадаться хотя бы потому, что литературный дедушка Бениоффа смог поделиться с ним своими воспоминаниями.
Западные критики уверены, что у автора сценария фильма «Троя» получился крайне волнующий и трогательный роман. О планах издать эту книгу и в России пока ни одно из издательств не заявляло, однако если дело дойдет до фильма (в описаниях книги западными изданиями постоянно звучит слово «кинематографичная»), то этого почти наверняка не избежать.
Алексей Владимирский,
«Фонтанка.ру»