Фальсификация результатов выборов - это ничто иное как «изнасилование народа». Так решили депутаты фракции «Справедливая Россия». Они предложили за такие преступления сажать на срок до 20 лет. Единороссы не согласились. А Горизбирком просит: ну пропишите вы ответственность за нарушения во время выборов по-человечески!
На волне массовых отказов в регистрации муниципальных депутатов, преимущественно выдвинутых эсерами (на местных выборах 1 марта), парламентские депутаты решили выйти с федеральной инициативой по внесению изменений в уголовный кодекс России. Они предложили ужесточить наказания за подделку документов во время выборов и предвыборной кампании.
В частности, депутаты предложили внести изменения в статью 142 «Фальсификация избирательных документов, документов референдума». И за подлог избирательных документов установить наказание от 4 до 10 лет лишения свободы (сейчас — до 4 лет), за подделку подписей, заверение, хранение и перевозку фальшивых бюллетеней — от 3 до 8 лет (сейчас до 3), за фальсификацию итогов голосования от 4 до 20 (сейчас до 4), а также наказывать избирателей - за сам процесс голосования фальшивыми бюллетенями, назначив им штраф в размере от 100 до 300 тысяч рублей, либо соразмерно заработной плате за 1-2 года, либо сроком лишения свободы от 4 до 10 лет.
Объясняя свою инициативу, эсеры не скрывают, что желание ужесточить УК РФ связано с проходящими муниципальными выборами. Фальсификацию результатов голосования и иные подобные действия они сопоставили с «насильственным захватом власти», а за это по статье 278 УК предусматривается лишение свободы сроком на 12-20 лет.
Единороссы протестовали не на шутку. Еще накануне, узнав об этой инициативе, руководитель Комитета по законодательству ЗакСа Виктор Евтухов разослал заявление, в котором высказывал свое возмущение «неразумной» инициативой коллег. Мол, у нас и так в тюрьмах народу, как «огурцов в банке», куда еще сажать? И расценил предложение эсеров как очередной пиар-ход: «Получается, что когда у наших оппонентов вновь закончатся информационные поводы, они предложат сажать за политические анекдоты? Лично у меня появляется ощущение дежа вю. Вместо того, чтобы сокращать численность тюремного населения России, депутаты его, видимо, стремятся пополнить. Лукавят партийцы, когда говорят, что закон не требует бюджетных затрат. А кто содержит огромную армию заключенных и сотрудников пенитенциарных служб?» - говорится в заявлении Евтухова. С трибуны ЗакСа он выражался конкретнее.
Евтухов сообщил, что в наших пенитенциарных учреждениях содержатся 900 тысяч заключенных, и по этому показателю мы на третьем месте после США и Китая. Такие наказания, которые предложены эсерами, как 20 лет лишения свободы - устанавливаются за очень тяжкие преступления (теракты, изнасилования, убийства и другие необратимые действия). Если же судом доказано, что выборы сфальсифицированы, то этот процесс можно обратить вспять, уверен он. Так как результаты выборов можно отменить.
«Да, в наших тюрьмах действительно сидят, но сидят не те... - заявил с трибуны депутат Алексей Ковалев. Взяв паузу после этой фразы, он продолжил: - Сидят не те, кто фальсифицирует, а те, кто задержан за мелкие или общественно неопасные деяния».
Ковалев привел пример со времен выборов депутатов ЗакСа в марте 2007 года, когда кандидат-эсер Сергей Андреев не стал депутатом, так как в последний момент при подсчете голосов на 10 избирательных участках обнаружился неестественно большой перевес в пользу кандидата от Едра Антона Сихарулидзе, и почти 100-процентная явка избирателей. И у эсеров были очень серьезные подозрения в том, что на этих участках был вброс бюллетеней. С этими подозрениями партия пошла в суд. Но рассмотрение так и не состоялось. Как заявил с трибуны Ковалев, «суды по делу бывшего депутата Андреева показали, как административная система противится признанию фальсификации и вбросов»...
- Вы говорите, что 20 лет дается за изнасилование. А вбросы и фальсификация, что это как не изнасилование? Изнасилование нашего народа?! - вопрошал Ковалев.
- Это изнасилование и убийство авторитета власти, - добавил чуть позже Нилов. И решил, что лучшим лекарем в борьбе с вбросами и рисованием бюллетеней является страх. Мол, если одного посадить на 20 лет, другие будут бояться.
Коммунисты отнеслись к инициативе более трезво. Устало-измученно выступал с трибуны пока еще лидер фракции КПРФ Владимир Федоров. Он говорил о том, что наказывать надо не членов избирательных комиссий, не тех, кого под угрозой увольнения заставляют заниматься фальсификацией, а тех, кто отдает такие команды. «Не надо ловить мальчика, который своровал булочку, обвинять его в том, что он подрывает экономику страны и сажать его на 20 лет», - заявил он.
Инициативу эсеров не приняли. «За» документ проголосовало всего 18 человек. А в Горизбиркоме, узнав о том, что такой документ обсуждался и не был принят, расстроились. «Сажать на двадцать — не двадцать лет... - не знаю, пусть решают законодатели», - заявил зампред ГИК Дмитрий Краснянский, отметив, что фальсификация результатов выборов, это, конечно, не «изнасилование» кого-либо или чего- либо, и, может быть, подделка результатов иногда способствует захватам власти...
Но нормы, прописывающие ответственность за воспрепятствование осуществлению избирательного процесса, давно требуют корректировки, уверен он. Сейчас, по данным Краснянского, какую-либо ответственность избирательные комиссии несут только за неисполнение решений вышестоящих комиссий. Но, по данным зампреда ГИК, ни одного судебного процесса с привлечением к ответственности работника избирательной системы в новейшей истории Петербурге не было. А отвечать за действия и решения должны все: и кандидаты за воспрепятствование деятельности комиссии, и представители кандидатов и партий, и избиратели, опускающие в урну «липовые» бюллетени.
Относительно нынешних муниципальных выборов, Краснянский посчитал, что комиссии должны наказываться и за необоснованные отказы в регистрации кандидатов: «ИКМО отказывают, без подробных обоснований. Вот просто отказали, и все. А за это тоже должна быть ответственность установлена. То есть принципиально идею я поддерживаю. Возможно, в этой конкретной инициативе возникли претензии к формулировкам...».
Александра Медведева
«Фонтанка.ру»