На канале «НТВ» стартовало ток-шоу «Честный понедельник». Ведущим новой программы стал Сергей Минаев – известный писатель и публицист. Шоу анонсировалось как «злобная, откровенная и максимально честная программа», в которой будут обсуждаться насущные проблемы простых людей. Дебютный выпуск «Честного понедельника» показал: агрессивности и экспрессии новому шоу не занимать. С претворением в жизнь остальных эпитетов пока чуть сложнее.
Появление Сергея Минаева на крупнейшем российском телеканале – это уже событие. Точнее – медиасобытие. Вообще, при разговоре о фигуре Минаева приходится часто прибегать к модной приставке «медиа-». И речь даже не о книге «Media Sapiens», не так давно написанной нашим героем. Куда важнее, что сам Сергей – классический образец медиаперсоны, т.е. человека, узнаваемого массами, регулярно появляющегося на экране, в материалах печатных и сетевых изданий и, кроме того – представляющего собой, если так можно выразиться, живой бренд, телесное воплощение набора определенных мифологем.
Есть, допустим, в современном информационном пространстве медиаперсона Ксения Собчак, символизирующая российский гламур (да простит меня читатель за такой «оригинальный» пример). Антитезой подобному медийному фантому, олицетворяющему порочное царство глянца, в информационном королевстве кривых экранов выступает не многочисленная, но богатая на громкие имена армия мастеров культуры (здесь обойдемся без фамилий, дабы никого не обидеть). По сути, медийному мифу о dolce vita противостоит точно такой же медийный миф, единственное отличие коего – в вывеске, гордо гласящей: «Высокая Духовность».
Медиаперсона Сергея Минаева находится где-то между этими виртуальными адом и раем. Его самого легче всего было бы назвать «символом антигламура». Действительно: героев книг Минаева, всех этих «ненастоящих людей», в прямом и переносном смысле тошнит от собственного глянцевого небытия с его бесконечными алкогольно-кокаиновыми отрывами в «пафосных» московских клубах и дарвиновской борьбой за существование в офисных джунглях. Как водится, минаевский антигламур в том же романе «Духless» выглядит до неприличия глянцевым. Что, конечно, понятно: нельзя жить в мире «Vogue Cafe», Гуччи и прочих «понтов» и не быть их частью. Плюс на минус дает в итоге «плюс»: обличение гламурной жизни, бессмысленной и бездуховной, автоматически превращается в хорошо упакованный гламурный продукт.
Если же отбросить все подобные премудрствования, мы увидим в самом Минаеве типичного столичного яппи. Вполне успешный бизнесмен, Сергей занимался винной торговлей и пописывал на досуге прозу (на салфетках модных столичных заведений или же на одиозном сайте для сетевых авторов «Литпром»). Первая книга Минаева – «Духless» - появилась почти случайно: он показал текст романа своему приятелю, дружащему с владельцем крупного издательства. И хотя Минаев, как думается, не стремился к лаврам создателя образа героя нашего времени, а лишь вяло констатировал полную победу «пластмассового мира», описав корявым «эсэмэсочным» языком невыносимую бессмысленность гламурно-тусовочного бытия, миллионы тридцатилетних менеджеров услышали в «Духless» зычный призыв – «Поколение, ответь!». В результате книга разошлась полумиллионным тиражом, а сам Минаев мгновенно стал звездой медийного поля и едва ли не голосом «поколения 1970-1976 годов» - той генерации, «чей старт был столь ярок, и чья жизнь была столь бездарно растрачена» (это строки из дебютного минаевского романа). Далее последовали новые произведения из цикла «о ненастоящем»: роман о неподлинности мира пиара и СМИ («Media Sapiens»), о ненастоящей любви («The телки») и т.д. Разумеется, не обошлось без активной деятельности на информационной ниве: Минаев работает на радиостанциях «Русская служба новостей» и «Маяк», запускает проект на альтернативном музыкальном телеканале «A One», пишет колонки для ряда изданий.
Теперь же медийный персонаж Сергей Минаев – Бегбедер и Пелевин в одном лице, гламурно-антигламурный яппи, пытающийся донести в своих книгах до мирно пасущихся стад офисного планктона далеко не свежую мысль о том, что мир вокруг нас – самая настоящая глянцевая Матрица, будет еженедельно появляться на «НТВ». В интервью для интернет-телеканала «Russia.ru» Минаев рассказывал о том, что его новый проект «Честный понедельник» станет «максимально честной программой», а также ностальгировал по эпохе конца 80-х-начала 90-х – времени живого и изобретательного телевидения. Зрителю было обещано шоу, главными героями которого станут не политики и холеные эксперты, а «маленькие» люди с их проблемами и заботами. Будет ли новая передача именно такой или нет – покажет время. Нам остается констатировать: первый выпуск «Честного понедельника» напоминал странноватый гибрид программ «К барьеру!» и «Пусть говорят».
В дебютном выпуске ток-шоу с Минаевым обсуждалась необходимость экономических санкций против недружественных России режимов. Собственно, многочисленные вопросы к авторам программы появляются уже здесь. Во-первых, сам Сергей в интервью обещал, что в его шоу мы услышим истории о незаконном увольнении работников и прочих остроактуальных вещах. Комментируя выбор темы для первого эфира, Минаев написал в своем блоге: «...как уже говорилось в самой программе, внешняя политика, это то, что на первый взгляд, нас не касается, но, в конечном счете, бьет по нам сильнее всего» (пунктуация автора сохранена-прим.ред.).
Однако для обсуждения вопроса о том, следует ли России запретить экспорт шпрот из недружественной Прибалтики и ввоз молока из небратской Украины, не нужно было запускать амбициозный телепроект с модным персонажем в качестве ведущего. Соберите в студии «Первого» или «России» горстку экспертов и толпу ура-патриотической публики, поставьте перед камерой идейно подкованного тележурналиста (желательно – с растительностью на лице) – и будет вам счастье (читай – телевизионное лобное место, пятидесятиминутка ненависти). И вообще: сама формулировка «недобрые соседи» (именно так звучала тема вчерашнего шоу) уж слишком сильно напоминала риторику официозных выпусков новостей, в которых гражданам непрестанно рассказывают о всевозможных политико-экономических заговорах против России.
Главным героем первого выпуска «Честного понедельника» стал некий молодой человек, переживший личную трагедию: его друг погиб от грузинской пули в ходе прошлогоднего конфликта в Осетии. После гибели товарища герой ток-шоу дал себе оригинальный обет: никогда не покупать товары, произведенные в недружественных России странах – Грузии, Украине, Эстонии и т.д. В качестве студийных экспертов, размышляющих о необходимости введения подобных мер на государственном уровне, выступили сопредседатель партии «Правое дело» Леонид Гозман и не нуждающийся в представлении Владимир Жириновский. Надо сказать, что приглашение последнего в студию того или иного телепроекта, как правило, является свидетельством творческого бессилия авторов программы. Когда нечем удивить публику и нечего ей поведать по существу – приглашай Жириновского. А уж он позаботится и о драматургии передачи, и об ее зрелищности, и о рейтингах.
И Владимир Вольфович зажег глаголом сердца аудитории. Его яростный спич, наполненный призывами «задушить Грузию и Украину костлявой рукой голода» и лозунгами в духе «Нам ничего от них не надо, у нас и так все есть», публика в студии воспринимала на «ура». Гозман пытался отвечать что-то о неэффективности подобных санкций, но это было, ясное дело, совершенно бессмысленным занятием. Не снискали понимания публики и некоторые рядовые участники шоу, выходившие к свободному микрофону. Так, в ответ на слова одной предпринимательницы, говорившей о том, что ее бизнес просто не сможет выжить без закупки сырья у наших «недобрых соседей», аудитория начала недовольно гудеть.
Собственно, о зрителях нужно сказать чуть подробнее. Публика в студии (кстати, стоящая, а не сидящая, как в других аналогичных шоу) вела себя более чем активно: отвечала на каждую понравившуюся реплику гостей улюлюканьем и громкими истерическими криками, перебивала галдежом главных героев, непрестанно размахивала выданными ей российскими триколорами. В результате сама передача напоминала то ли духоподъемный патриотический спецвыпуск шоу «Пусть говорят», посвященный очередным спортивно-песенным победам России, то ли акцию прокремлевского движения. Сам Минаев на таком фоне несколько терялся. Говорил, в общем-то, неплохо, выглядел еще лучше, но ситуацию в студии контролировал слабо.
Претензии к содержательному уровню первого выпуска «Честного понедельника» предъявлять бесполезно. Можно было бы, конечно, язвительно заметить, что пока новому шоу вполне подходит название «Смысless». Однако содержательная невыразительность в данном случае неважна. Главное - в другом. Жириновский «зажег», неадекватный простой люд в студии вволю наорался, автор «Духless’а» попробовал себя в роли Владимира Соловьева. Короче говоря – новый телевизионный хит готов.
Сергей Ильченко-мл.,
"Фонтанка.ру"