В Петербурге состоялась российская презентация кинопроекта «Фауст» Александра Сокурова. «Молох», «Телец», «Солнце» и вот теперь «Фауст» - новый фильм станет не просто крупномасштабным международным проектом, но еще и завершающей частью кинотетралогии о течении истории, о страстях подлинных и мнимых, о высоких чувствах, о людях. Сюжетной основой станет первая часть поэтической драмы Гете.
В «Фаусте» сольются воедино усилия кинематографистов России, Германии, Японии, США, Италии, Франции, Англии. Бюджет картины, по словам продюсера Андрея Сигле, равен 10-12 миллионам евро, финансирование отчасти будет государственным, но большая часть – из привлеченных средств. Подготовительный период продлится до лета, а съемочный – до глубокой осени 2009 года. География съемок впечатляет: Германия, Россия, Италия, Ватикан, Исландия. Фильм будет снят на немецком языке. В массовых сценах заняты более ста актеров, главные роли сыграют актеры из Германии, стран Западной Европы. Европейская премьера «Фауста» намечена на 2010 год.
На днях в Дрездене на встрече с главными редакторами ведущих германских СМИ Председатель Правительства РФ В.В.Путин счел нужным предоставить слово Александру Сокурову, сказав про его «Фауст», что «это интересная работа в абсолютно гуманитарной области, вообще не связанная ни с экономикой, ни с бизнесом, ни с политикой, а это нечто такое, что лежит в основе духовной близости Европы, России и Германии».
Александр Сокуров высказался в Дрездене, а затем повторил сказанное и в Петербурге:
-«Фауст» для нас большая гуманитарная работа, в которой выражается наше глубочайшее почтение к классической гуманитарной традиции Европы. И мы нуждаемся в постоянном контакте с Европой. Я имею в виду русское искусство. Я уверен, что искусство европейское, германское также нуждается в русской гуманитарной художественной традиции. Мы воспринимаем Германию, как родную, близкую нам культуру. Ничто и никогда не сможет нас разлучить, что бы ни происходило. Нас не смог разлучить нацизм, не смог разлучить сталинизм, нет такой силы, которая встала бы между нами.
- Вы ведь не первый раз будете работать с немецкими кинематографистами…
- Уже больше двадцати лет работаем вместе. Многому мы у них научились, не меньшему они научились у нас. Когда-то в 1942 году, во время Второй мировой войны, в Алма-Ате Эйзенштейн в самое тяжелое время снимал Ивана Грозного, классическую картину. Сейчас, когда во всей Европе острые проблемы, и в России, мы приступаем к очень серьезной работе. И в этом уверенность в нашем государстве, уверенность в помощи нашего государства российской культуре. Мы надеемся и верим, что мы сможем в тяжелые годы преодолеть эти проблемы. Поэтому я приступаю к очень тяжелой, очень большой, серьезной работе.
… Да, глыбу предстоит поднять большую. В Петербурге режиссер и продюсер «Фауста» в течение часа рассказывали журналистам о предстоящей работе, а затем Александр Сокуров пообщался с обозревателем «Фонтанки».
- Александр Николаевич, вы обмолвились, что «Фауст» - рабочее название будущего фильма… Неужели есть более точное?
- У нас есть идеи… Главное, чтобы не говорить, что мы этой картиной исчерпываем великое произведение Гете, которое он писал на протяжении всей своей жизни – почти пятьдесят лет. Самое важное, чтобы человек после фильма прочел всего «Фауста». Мы это делаем для того, чтобы прочел – кино можно не смотреть, но не прочесть «Фауста» культурному человеку нельзя. Идея снять такой фильм пришла ко мне много лет назад, еще до приезда в Петербург. Хорошо, конечно, что мы получили сейчас поддержку на столь высоком уровне, но я бы снял этот фильм в любом случае.
- В ближайшее время вы будете заниматься исключительно этим фильмом?
- Заканчиваем сейчас большую, 16-серийную документальную картину о Ленинграде для итальянского и французского телевидения.
- О Ленинграде?! Вы не оговорились?
- Это такая ретроспектива Ленинграда 1957-1992 годов.
- Не так давно вы стали героем программы «Познер» на Первом канале… Как вам душевная беседа с Владимиром Познером?
- Если бы они еще не урезали часть моего текста, предварительно пообещав мне не сокращать, не трогать… Тем не менее, цензура прошлась – меня они обманули.
- Цензура была легкой или принципиальной?
- Там принципиальные вещи вырезались. К сожалению… Причем, в прямой эфир на Сибирь наша беседа вышла в полном объеме, слово в слово – была прямая трансляция. А когда дошло до эфира на центральную часть страны, началось вмешательство. Я был крайне огорчен. И Познер ведь мне гарантировал, что не будет никаких купюр.
- Не помните, что именно подверглось цензуре?
- Это надо очень точно сформулировать. Так, был вопрос о необходимости перевыборов Законодательного собрания Петербурга. Поднимались и другие острые вопросы, имеющие большой общественный резонанс.
- Тем не менее, программа «Познер» с участием Сокурова оставила ощущение какого-то прорыва, потому что вас нынче не балуют вниманием центральные ТВ-каналы…
- Я сам был очень удивлен такой смелостью. На российском телевидении не разрешено меня показывать. Фильмы мои не разрешено показывать, и меня самого почему-то тоже. Я не стремлюсь, мне особо не надо, но вот там есть установка. Что случилось в этот раз – я не понимаю… В целом Познер – достойный собеседник, профессиональный.
- Поставленная вами опера Слонимского «Антигона» будет еще показана в Капелле?
- Пока не хотят. Я очень просил, звонил туда. Ну, просто ради Слонимского – он же великий композитор, просто блестящая фигура. Но не хотят, и все, и что тут делать – не знаю. Вообще мне с музыкой не везет в Петербурге. Один спектакль закрыли, другой не повторяют…
- В нашумевшей истории вашего «изгнания» из Михайловского театра поставлена точка?
- Там все, точка, я уже не вернусь туда. Это невозможно ни в коем случае.
- Эта история обросла массой деталей… А что на самом деле случилось?
- Я подписал письмо в защиту Петербурга. После этого мне позвонили и предложили отозвать мою подпись. Я не отозвал. Но это все в прошлом.
- В театры вы больше не ходок?
- Не буду ничего делать в Петербурге. Не получается ничего.
- Александр Николаевич, говорят, вы книгу мемуаров пишите?
- Нет, я не писатель. Каждое слово – такая ответственность. Я режиссер, должен заниматься своим делом.
- А дневники ведете?
- Конечно, как и всякий уважающий себя человек.
Михаил Садчиков,
«Фонтанка. ру»
Фото Михаила Садчикова