В новом году автомобилисты смогут проводить регистрацию машин по новым правилам и за короткое время. За такой сервис автовладелец будет платить только госпошлину – таксы, которые сейчас взимают различные коммерческие посредники, признаны незаконными. Приказ «О порядке регистрации транспортных средств» опубликован сегодня и вступит в силу 27 января.
Частный броневик
Одна из основных новаций – право заявителя выбирать подразделение ГИБДД, в которое он отправится оформлять документы. Это можно будет сделать в любом МРЭО. В Санкт-Петербурге сейчас действует почти три десятка служб. Правила и ставки госпошлины едины по всей стране.
Сняты и некоторые явно устаревшие ограничения. Например, исключена норма, по которой имеющие броневую защиту специальные транспортные средства могли быть зарегистрированы только за юридическими лицами и предпринимателями, осуществляющими деятельность по перевозке денежной выручки и ценных грузов. «Броневиком» теперь может владеть любой желающий.
Однако так и неясно, что делать россиянам без регистрации по месту жительства или пребывания. Далеко не всегда эти граждане относятся к социальной категории «бомжей», а по закону отсутствие регистрации (проще говоря – постоянной или временной прописки), не может быть препятствием для осуществления их прав, в том числе, на владение четырехколесным другом. По новым правилам, «транспортные средства регистрируются за физическими лицами по адресу, указанному в паспортах гражданина Российской Федерации или в свидетельствах о регистрации по месту жительства собственников», а при отсутствии оных – по указанному в свидетельствах о регистрации месту пребывания собственников. А если нет ничего из перечисленного?
Не думай о секундах свысока
Главное нововведение – с 27 января вступает в силу административный регламент исполнения государственной функции по регистрации авто-, мототранспортных средств и прицепов к ним. Он четко и последовательно расписывает последовательность действий инспектора по регистрации или совершению иных действий с транспортным средством.
Прием граждан ведется в порядке общей очереди либо по предварительной записи по телефону. Записавшийся должен ожидать не дольше 45 минут (до получаса перед приемом документов и еще не более 15 минут – перед осмотром). Все крупные МРЭО (с нагрузкой не менее 200 регистрационных действий в день) должны быть оборудованы системой «электронная очередь».
Дальнейшие действия также четко регламентированы. На проверку сведений в автоматическом режиме отводится 5 минут (при отсутствии такой возможности – до часа).
Время проведения осмотра транспортного средства составляет до 10 минут, а при применении приборов для определения подлинности маркировки номерных агрегатов – до 20 минут. В течение еще десяти минут должностные лица должны принять решение о регистрации, за 5-15 минут оформить документы, еще 5 минут – на их подписание и выдачу. При желании автовладелец за 7 минут может получить заверенные копии.
Максимальный срок выполнения всех действий – от получения заявления до выдачи свидетельства, номерных знаков, паспорта и т.д., будет устанавливаться региональными управлениями ГИБДД и составит не больше трех часов. Учитывая, что в Санкт-Петербурге учет компьютеризован, можно смело вычитать минимум час. Правда, в этот срок не входит время ожидания в очередях – 45 минут при записи или до трех часов в «живой». В среднем в МРЭО автовладелец должен пробыть не больше, опять же, трех, максимум - четырех, часов.
Сервис и поборы
Есть, правда, нюансы. Например, в случаях, требующих дополнительных проверок, срок регистрации продлевается в 240 раз – до 30 суток. К подозрительным относят не только случаи, когда отсутствуют какие-либо сведения, выявлены ошибки. Продлевать срок можно если регистрируется автомобиль, проданный гражданином на основании договора, заключенного в простой письменной форме. В этом случае ГИБДД будет проверять, снят ли автомобиль с учета по месту прежней регистрации. Сейчас на это согласование отводится всего три дня, причем сотрудникам разрешалось направлять такие запросы посредством факса, телетайпа, электронной почты и даже телефона. Теперь – почти месяц. Такая новация обрадует нотариусов – большинство автомобилистов наверняка лучше согласится отдать им 0,5 процента от стоимости автомобиля (которую, правда, можно занизить), чем ждать месяц.
За регистрационные действия взимаются пошлины, предусмотренные Налоговым кодексом РФ. Платить, как и прежде, надо только в банк, а инспектору предъявлять квитанцию – никаких касс в самих МРЭО существовать не может.
Сейчас в городе успешно работают коммерческие подразделения: за снятие с учета они берут 2070 рублей – почти в тридцать раз больше официальной ставки госпошлины! За регистрацию – 2120 рублей (пошлина всего 520 рублей) и т.д. Клиентам предприниматели обещают сервис и быстроту. И многие готовы отдать за это деньги.
Денис Шубин считает систему коммерческих МРЭО социально справедливой: «Кому-то важно время и он готов платить за срочное оформление. Кому-то – деньги, он примерно за неделю регистрирует автомобиль, уплачивая только госпошлину. Причем коммерческие МРЭО забирают на себя часть клиентов. В итоге выиграли все, так как и в государственных не стало очередей. Такая же система работает в Москве, но там она крайне коррумпирована, в отличие от Санкт-Петербурга».
Коммерческие МРЭО (официально они именуются обособленными подразделениями) работают по простой схеме: предприниматели предоставляют услуги по оформлению документов (бегают с бумажками и пр.), а также сдают оборудованное помещение сотрудникам ГИБДД. Новым регламентом участие в процедуре регистрации каких-либо третьих лиц не предусмотрено. Поэтому если приказ МВД России будет исполняться, то коммерческие МРЭО должны быть ликвидированы, точнее, стать обычными, некоммерческими. В любом случае они и так лишатся своих клиентов – если качественные услуги будут предоставлять в официальных учреждениях, то никто не будет переплачивать, дабы не ждать регистрации неделями.
Павел Нетупский,
«Фонтанка.ру»
Регистрацию автомобилей ускоряют
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ