Предвкушение получить под Новый год - традиционный пик нагрузок в движении по центру Петербурга - выделенную полосу для общественного транспорта на Невском проспекте сподвигло корреспондента «Водителя» озвучить ряд насущных вопросов касательно функционирования этой важной и нужной полосы. В действующих ПДД однозначных ответов мы не нашли, а гаишники, развернувшие массированную работу по подготовке запуска транспортного мегапроекта (ведь «выделенка» начнет функционировать в полную силу уже 20 декабря), дают противоречивые ответы.
По правилам
В ПДД РФ до обидного мало написано о работе важных и нужных выделенных полос для общественного транспорта. В сущности, два-три пункта. Например, 18.2: на дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14 , запрещаются движение и остановка других транспортных средств на этой полосе.
Если эта полоса отделена от остальной проезжей части прерывистой линией разметки, то при поворотах транспортные средства должны перестраиваться на нее. Разрешается также в таких местах заезжать на эту полосу при въезде на дорогу и для посадки и высадки пассажиров у правого края проезжей части при условии, что это не создает помех маршрутным транспортным средствам.
Еще один пункт касается привилегий общественного транспорта в населенных пунктах. 18.3. В населенных пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки. Водители троллейбусов и автобусов могут начинать движение только после того, как убедятся, что им уступают дорогу.
Поскольку «выделенка» обозначается линией разметки 1.1, косвенное отношение к ней имеют еще пункты ПДД, касающиеся «неширокой сплошной линии 1.1. белого цвета (шириной 0,1 – 0,15 м)», которая:
- разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах, имеющих две или три полосы движения
- обозначает границы полос движения на опасных участках дороги (перед перекрестками, железнодорожными переездами, поворотами, переломами продольного профиля)
- обозначает границы мест стоянки транспортных средств
- определяет границы проезжей части, на которые въезд запрещен (направляющие островки в местах разделения или слияния транспортных потоков, островки безопасности для пешеходов и т.д.).
Пересекать и наезжать на линию 1.1 запрещается. Штраф, в случае если это не «выезд на встречку», относительно небольшой – 100 рублей за выезд и 300 за остановку при нарушении разметки.
Информации явно недостаточно, по крайней мере, для водителей, которые выедут через 10 дней на принципиально обновленный Невский проспект. Поэтому возникают вопросы:
Вопрос 1
Автобус № 3 на остановке возле Казанского собора уже завершил высадку-посадку пассажиров и готов продолжать движение. Троллейбус номер «22», стоящий впереди, еще продолжает посадку. Может ли водитель автобуса № 3 совершить обгон, нарушив линию разметки 1.1., и продолжить движение по второй полосе? Распространяется ли на общественный транспорт положение ПДД, запрещающее пересечение «неширокой сплошной линии 1.1. белого цвета (шириной 0,1 – 0,15 м)»? И вообще, есть ли у транспорта на полосе для ОТ право обгона?
Вопрос 2
Троллейбус № 7 движется по выделенной для общественного транспорта полосе, отделенной от других сплошной линией белого цвета, и упирается в хвост из 7 легковых автомобилей, желающих совершить поворот направо, например, на ул. Маяковского. Имеет ли он право без штрафных санкций нарушить разметку и выехать в левый ряд, или должен ждать, пока сплошная линия станет прерывистой и только тогда совершить маневр? Будут ли его штрафовать, если он нарушит разметку?
Улица Маяковского - только пример, сейчас с Невского в обоих направлениях есть 18 разрешенных поворотов направо, прерывистая линия разметки позволяет перестроиться для поворота только двум-трем автомобилям, очередь на поворот, как правило, длиннее, особенно в часы пик.
Вопрос 3
Водитель автомобиля «Вольво», желающий повернуть на Казанскую улицу, подъезжая к повороту, видит очередь из желающих сделать тот же маневр. Линия разметки все еще 1.1., то есть сплошная. Имеет ли он право безнаказанно нарушить правила разметки и перестроиться на выделенную полосу, или должен остановиться на второй полосе движения и тихо продвигаться по ней, пока линия станет прерывистой? Когда это произойдет, если по полосе для ОТ автобусы и троллейбусы, как утверждают в комитете по транспорту, будут курсировать с интервалом 1,1 минуты = 66 секунд? Как быть водителям всех остальных легковых машин, тоже желающих повернуть на Казанскую – выстраиваться вслед за «Вольво» и создавать вторую колонну ожидающих во втором ряду Невского?
Вопрос актуален и для всех перекрестков, где разрешен поворот с Невского направо.
Вопрос 4
На пересечении Невского проспекта и реки Мойки «выделенка» заканчивается. Соответственно, все автобусы и троллейбусы, курсирующие по проспекту с интервалом 1,1 минуты, должны влиться в общий транспортный поток. Как действовать водителям остального транспорта в месте сужения: уступать дорогу ОТ, как имеющему преимущество? Действующие ПДД обязывают делать это только в случае, если автобус или троллейбус в населенном пункте трогается от остановки. Остановок ни там, ни на выезде с Невского на площадь Восстания нет. Какие и к кому в данном случае будут применены санкции? Кто будет считаться виновником ДТП, если легковой автомобиль и автобус все же столкнутся?
Вопрос 5
Водитель автомобиля «ВАЗ-2109», следуя по Невскому проспекту, почувствовал головокружение и был вынужден совершить вынужденную остановку. Как он должен действовать, чтобы согласно п. 12.6 ПДД «при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена, принять все возможные меры для отвода транспортного средства из этих мест»? Куда конкретно он должен оттащить автомобиль – поставить на вторую полосу, куда-нибудь в переулок? Но там тоже помехой будешь… Оставить на "выделенке"?
То же самое при любой другой вынужденной остановке – тормоза отказали, закипел. Куда податься, чтобы не нарушать?
Вопрос 6
Водитель автомобиля «Мазда», следуя по Невскому проспекту, захотел совершить поворот направо во двор дома, где расположен кинотеатр «Колизей». Будут ли его штрафовать за пересечение полосы для ОТ? Или штрафуют только в тех местах, где она отделена только сплошной линией, а где она прерывистая, там поворачивать можно? По какому принципу отбирали на Невском дворы, пригодные для поворота?
Вопрос 7
Автомобиль инкассаторской службы остановился на полосе, выделенной для движения ОТ, напротив здания, где расположен модный «Дом Мертенса», с тем, чтобы инкассировать дневную выручку. Как должны вести себя водители автобусов и троллейбусов? Пересекать сплошную линию и выезжать на вторую полосу? Ждать, когда инкассаторы уедут? Что делать инкассаторам, обязанным по инструкции парковаться как можно ближе ко входу в учреждение? Выезжать на тротуар? Стоять с включенной «аварийкой» на второй полосе?
Магазинов-ресторанов-банков на Невском великое множество, инкассаторы наведываются туда ежедневно.
На самом деле, вопросов гораздо больше. Есть они у таксистов, которые катают по Невскому иностранных туристов и высаживают их у театров, музеев, ночных клубов, у тех, кто подвозит детей в школу на Невском, и у многих, многих других. Ответы на них хочется получить как можно скорее. Ведь петербуржцы, как те, что ездят в «Вольво», так и те, кто водят автобусы, хотят быть законопослушными. Только не знают, как.
Уважаемые сотрудники ГИБДД, комитета по транспорту городской администрации и прочие изобретатели мегапроекта «Невский проспект»! Ответьте, пожалуйста, на вопросы побыстрее.
Сергей Черкасов
Справка: Комитет по транспорту Петербурга в лице его руководства за последние несколько лет неоднократно объявлял о намерениях обратиться в ЗакС с просьбой к депутатам выступить с законодательной инициативой об изменении ПДД и КоАП с целью ужесточить ответственность водителей за выезд на выделенную полосу для маршрутного транспорта. Однако дальше заявлений о намерениях у депутатов пока дело не пошло.
Вопросы к «выделенке» на Невском
ПО ТЕМЕ