С января Министерство образования преподнесет будущим автомобилистам своеобразный подарок - программы подготовки водителей, в которых увеличат количество часов практического обучения. В автошколах только готовятся к жизни "по-новому" и уже точно знают - стоимость обучения вырастет практически в два раза.
В конце сентября этого года свершилось давно ожидаемое событие: министерство образования своим приказом за номером 278 внесло изменения в программы обучения водителей от 1998 года. По мнению чиновников, они должны изменить ситуацию и уменьшить аварийность на дорогах.
Как рассказали корреспонденту «Фонтанки» в комитете по образованию администрации Санкт-Петербурга, главным новшеством уточненной программы станет изменение количества часов на практическое обучение. Так, теорию в автошколах с нового года будут учить 106 часов вместо 206 (как в предыдущие годы), а вот на само вождение вместо 36 часов будет отведено 50.
Также введут новые учебные предметы - «Основы законодательства в сфере дорожного движения» и «Основы безопасного управления транспортным средством». Перечень учебных материалов увеличен — сейчас наравне с плакатами в школах официально могут использовать электронные учебные издания. В приказе, как отмечают специалисты комитета, учитываются и нюансы разных регионов, так, автошколы могут по своему усмотрению формировать учебный план и увеличивать количество часов на теорию и практику, исходя из региональных особенностей. Тем временем, в комитете по образованию проводят лицензирование программ по положению о работе ведомства за 2004 год, новые программы из автошкол пока не проверяют.
О необходимости изменить работу автошкол России говорилось давно и много. Так, в августе 2008 года проверка, которую проводили сотрудники УГИБДД Петербурга и области и комитет по образованию, дала шокирующие результаты - половина автоинструкторов не сдали бы экзамен по вождению, если бы им предстояло пройти его сейчас. На фоне этого «открытия» уже не выглядела шокирующе-непонятной цифра о том, что 25% аварий на дорогах, произошедших по вине водителей, приходятся на недавних выпускников автошкол.
Тогда представители ГИБДД и комитета образования на пресс-конференции, посвященной итогам рейда, говорили о том, что причина неуменьшающегося вала аварий – нехватка практики. И с надеждой кивали на министерство образования, которое уже год как обещало увеличить количество часов для «наката» будущих водителей. И Минобразования не подвело.
Но, как говорится, «гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Несмотря на то, что приказ вышел в сентябре, в автошколах, куда «Фонтанка» обратилась за комментариями, не смогли четко рассказать, чем же изменится программа обучения. В одной автошколе нашему изданию заявили, что срок обучения увеличится с 2,5 до 4 месяцев, а это приведет к увеличению количества часов и на теорию, и на практику. В другой заявили, что пока вообще не знают, как будут учить с нового года, программу изменят только к концу декабря. Все сходились в одном — стоимость курса, несомненно, увеличится. Если раньше она варьировалась от 15 до 17 тысяч, то сейчас, если у вас в кармане нет 30-35 тысяч, можете забыть о заветных правах.
Как прокомментировал "Фонтанке" гендиректор городского автоклуба "А24" Денис Шубин, мера по увеличению срока обучения сама по себе неплоха. Но дорожная ситуация, считает эксперт, не изменится до тех пор, пока автошколы не начнут отвечать за каждого подготовленного в их стенах водителя. "Сейчас популярностью у учеников пользуются те автошколы, у которых самых большой процент сдачи на права, - уточнил Шубин. - Поэтому все школы "заточены" именно на подготовку к экзамену в ГИБДД. Это не всегда работает.
Многие ученики выходят из школ, так и не получив необходимых навыков. На мой взгляд, нужно ввести систему, которая активно используется в большинстве европейских стран. Там закончившему автошколу выдают сперва временные права на два года. Если за этот период водитель не нарушает правила, то ему выдают настоящее удостоверение. Если же выпускник автошколы "лихачит", или, того хуже, попадает в ДТП по своей вине, то его направляют на переподготовку, стоимость которой гораздо выше стоимости базовых курсов".
Татьяна Востроилова,
Мария Могилевская
Фонтанка.ру
Автошколы будут учить дольше и дороже
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ