Фрунзенский район оказался исключением среди всех остальных районов города. В нем не оказалось ни скандальных уничтожений зеленых зон, ни незаконного строительства, ни даже - невероятно для Петербурга – уплотнительной застройки. На общественных слушаниях по проекту Правил землепользования и застройки главе района высказали только претензии по поводу недостаточно развитой инфраструктуры. Возражения против предложенной высотной застройки были внесены в протокол слушаний коллективно – от имени жителей района и районной администрации, а критика в адрес разработчиков носила концептуальный характер.
Сами слушания производили впечатление семейных посиделок – для полноты картины не хватало только чаю с пряниками. Охраны не было никакой, в зал пропускали беспрепятственно. Правда, кто-то из присутствующих возмутился по поводу раннего начала слушаний – в 16 часов. «Вы в следующий раз назначайте на 12, тогда вообще будет тишь да гладь», - посоветовал ехидный голос из зала. Однако, поскольку не было никаких ограничений по времени, то и раннее начало мероприятия никого особенно не возмущало – подходившие позже активно включались в процесс.
Обсуждение тоже проходило в непривычной обстановке. Регламента не было, не было и предварительной записи на выступления, микрофон использовали для удобства зала, а не президиума. Глава района Всеволод Хмыров предпочел сидеть не на сцене, а в зале и попутно решать вопросы с населением, при этом он отвечал на все самые острые вопросы – например, про реновацию и проблемы строительства социальных объектов. Главный архитектор района Надежда Кудрявцева была осведомлена обо всех проектах, которые реализуются в районе, и не заглядывая в бумаги, могла по памяти объяснить жителям, кто будет строить в том или ином месте, что именно будет строить, как выглядит проект и на какой стадии реализации он находится.
Выступающие обращались, скорее, к залу, а не к президиуму и, в основном, предлагали понять, чем грозят жителям города новые Правила, и как бороться с напастью под названием ПЗЗ – в том, что бороться придется, не сомневался никто. «Нам надо понять, как нас будут обманывать», - звучало в зале. Критика в адрес разработчиков носила, скорее, сочувственный характер – в подтексте большинства выступлений звучало: «мы понимаем, что вы люди подневольные, что скажут, то и приходится делать».
Авторам проекта ПЗЗ посоветовали отдать текст Правил на юридическую экспертизу, чтобы проверить соответствие использованных терминов федеральному законодательству, определить понятие «защитные зоны» в соответствии с требованиями СанПИНа, а не петербургского отделения Роспотребнадзора, на требования которого сослался Владимир Аврутин, заместитель генерального директора ЗАО «Петербургский НИПИград», и даже обратились с принципиальным предложением – включить требование регулировать градостроительство по принципу Петра Первого и потребовать качественной архитектуры. «Давайте строить и проектировать не отдельно стоящие дома, а город», - обратилась к проектировщикам жительница Купчино. Это предложение нашло поддержку и у главы района, и даже у авторов ПЗЗ – совместными усилиями зала, районных властей и разработчиков проекта была выработана формулировка поправки, позволяющей требовать формирование улицы, квартала или площади по единому архитектурном плану. Попутно с одобрением вспомнили застройку Московского проспекта и покритиковали современное строительство. «Это жуть какая-то – то, что сейчас строят», - прокомментировали из зала при полном одобрении президиума.
Интересовались выступающие и тем, на каком этапе можно будет остановить проекты, не соответствующие новому высотному регламенту. «Может, их остановить сразу, чтоб не получилось еще одной Биржи, которую потом придется пилить», - поступило предложение из зала. Юная девушка, не пожелавшая себя назвать, задала вопрос об охранных зонах – ее интересовало, будут ли они когда-нибудь включены в Правила, и если будут, то когда наконец произойдет это счастливое событие. «Они будут внесены в ЗакС одновременно с ПЗЗ, в один день. И станут дальше неразделимы как Ромео и Джульетта, - заверил ее Александр Мюльберг, начальник управления мониторинга и реализации Генплана. – Но занимаемся их разработкой не мы, а КГИОП». Девушка постояла в задумчивости, потом неуверенно произнесла: «Ну, вроде бы, КГИОПу можно верить. Подождем».
Стандартно от разработчиков потребовали включить в ПЗЗ показатели плотности застройки и учесть внутриквартальные зеленые насаждения. Депутат муниципального округа 72 заявил (под аплодисменты зала и крики «спасибо!»), что выведение внутриквартальных зеленых территорий из рекреационных зон позволит инвесторам застраивать их. Он же подверг критическому разбору представленные для обсуждения материалы и поставил им оценку «хуже некуда», потребовав вернуть их на доработку, чтобы «сделать карты в нормальном масштабе, нормальных читаемых цветов, соответствующие действительности и с указанием всех улиц и зданий».
Не встретила понимания у жителей района и концепция высотной застройки квартала. По предложению Бориса Николащенко, руководителя 1-й мастерской НИИ Генплана, высотные доминанты должны фиксировать пересечения Бухарестской улицы с поперечными магистралями – у каждого перекрестка, начиная от улицы Фучика, предполагается разместить по два высотных кластера. «Я понимаю, что у нас, наверное, самый благополучный район, в котором много зелени и довольно легко дышать, - выступил житель Евгений Иванов, проживающий на проспекте Славы. – Так давайте не будем превращать его в Юго-Запад. Если нам напихают в район этих жутких монстров, то у нас будет как на каком-нибудь проспекте Ветеранов, где человек чувствует себя униженным. Давайте сохраним наше Купчино!».
Предложение не повышать высоту сложившейся застройки было поддержано районной администрацией и внесено в протокол в редакции «Глава района, выражая солидарность со всеми жителями Купчино, предлагает ограничить высоту…». Сейчас, как рассказал позднее Всеволод Хмыров журналистам, как раз происходит спор с компанией ЛСР, намеревающейся возвести в квартале 20 (Софийская улица, проспект Славы, Южное шоссе) здания 120-метровой высоты. «По соседству расположен Парк интернационалистов, а в нем храм Георгия Победоносца. И я бы хотел, чтобы получилось раскрытие проспекта Славы на этот храм, чтоб именно он и был виден в створе. А если фоном для церкви сделать стену из высоток, то она просто потеряется – это никуда не годится», - пояснил свою точку зрения глава Фрунзенского района.
Проблемы реновации обсуждались на слушаниях по ПЗЗ горячо и темпераментно. Жители кварталов 18 и 37 выясняли, какие именно дома будут признаны аварийными и требовали исключить их кварталы из списка. В свою очередь люди, проживающие на территориях «Витебская Сортировочная» и «Фарфоровская» (оба этих квартала до 2008 года принадлежали РЖД) желали знать точную дату переезда. «Мы должны знать – делать нам ремонт в квартирах или нет! Вы сделали нас несчастными - ввергли в ситуацию нестабильности!» - возмущенно наступала на Всеволода Хмырова представительница квартала «Витебская Сортировочная».
В ответном обращении к жителям глава районной администрации объяснил, что реновация коснется намеченных кварталов не раньше, чем через 10 лет, что квартал пойдет на реконструкцию только в том случае, если найдется заинтересованный инвестор, а проект реконструкции квартала, предложенный им, удовлетворит и районные власти, и жителей квартала. «И если этот вариант нам с вами понравится, то будет нам с вами счастье. А пока живите спокойно», - пообещал он и добавил: «Можно, конечно, ожидать инвестора и продолжать жить в конюшне, но лучше, наверное, все-таки сделать ремонт…»
На этой идиллической ноте слушания закончились – как ни странно, все стороны остались довольны беседой. Никаких групп граждан, возмущенно обсуждающих прошедшее мероприятие – а именно так завершались обсуждения ПЗЗ в других районах - перед зданием администрации Фрунзенского района не обнаружилось.
Кира Обухова,
Фонтанка.ру
Фрунзенский район: посиделки по ПЗЗ
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ