Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
FONTANKA
Погода

Сейчас-3°C

Сейчас в Санкт-Петербурге
Погода-3°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как -8

4 м/c,

сев.

759мм 73%
Подробнее
7 Пробки
USD 103,95
EUR 110,48
Особое мнение мнение В ГИБДД забыли о пряниках, но помнят о кнутах

В ГИБДД забыли о пряниках, но помнят о кнутах

557

На днях в Петербурге прошла конференция по безопасности дорожного движения. Среди предложенных новшеств много новых изощренных наказаний для нарушителей, но ни одного поощрения для соблюдающих правила. В ГИБДД забыли один из важнейших принципов управления народом – «Принцип Кнута и Пряника», о котором не забывал даже Сталин. Никто не пытается и проводить мероприятия, повышающие уровень квалификации водителей. Естественно, успехи такой политики - на уровне статистической погрешности 8-9%. То есть, по сути успехов нет, а есть ухудшения ситуации, и не только в России. Очевидно, что следует пересмотреть сам принцип подготовки автомобилистов к дороге и методы регулирования дорожного движения. Они сейчас не соответствуют современным реалиям, причем не только в России.

Мы живем не в каменном веке. Сейчас увеличить безопасность на дорогах можно путем использования современных компьютерных средств. Почему в ГИБДД не могут заметить столь очевидную и полезную вещь – компьютерный симулятор автомобиля? Очевидно, что если развитие техники сделало нашу жизнь опасной, то техника же может и снизить уровень риска.

В 2008 году современные компьютерные автотренажеры стали доступны буквально всем. Раньше они служили крупным автопроизводителям для отработки средств обеспечения безопасности водителей. Но сейчас появились недорогие полупрофессиональные рули с тремя педалями, коробкой передач и компьютеры, способные справиться с самыми совершенными тренажерами. Однако непонятно: почему современные виртуальные тренажеры никто не пытается использовать для повышения квалификации водителей, притом, что уже давно эти тренажеры используются для подготовки летчиков? Или самолетом управлять проще, чем автомобилем?

В целом ряде компьютерных программ, симулирующих автомобильное движение, есть очевидные решения для увеличения безопасности дорожного движения: один из таких тренажеров имитирует сотни аварийных ситуаций. Водители в нем постоянно подрезают друг друга, пешеходы норовят неожиданно броситься под колеса. Справиться с ситуацией и проехать по маршруту без аварий на тренажере крайне сложно. Сложнее, чем ежедневно водить автомобиль. При этом тренажер имитирует натуральный руль и полноценную педаль сцепления. А, научившись избегать опасных ситуаций в виртуальном мире, водитель приобретает способности предсказывать аварийную ситуацию гораздо раньше, чем она произойдет. Аналогичная ситуация состоит и с заносами и проблемами в дорожном полотне, ведь выходу из заноса учат лишь теоретически.

И чем наказывать водителя лишением прав на полгода за проезд одним колесом по двойной сплошной, можно дать ему право вернуть права, сдав экзамен по вождению на виртуальном тренажере. Естественно, нужны центры, где можно потренироваться. Причем эта процедура даже не станет коррупционной, так как нередко прав лишаются те, кто отказался платить большую взятку. И они, соответственно, не будут платить взятку за подобный экзамен. Центры повышения квалификации можно открыть для всех желающих повысить свою квалификацию.

Симуляторы позволяют отработать и довести до автоматизма методики преодоления всех типовых аварийных ситуаций. Причем даже таких, которые на дорогах встречаются редко. Они позволяют выработать такой стиль вождения, который будет наиболее безопасным для данного человека. Более того, тем, кто считает себя гонщиками, тренажеры позволяют узнать «свой потолок». То есть понять дефекты своей квалификации и стиля вождения. Обычно же для этого приходится совершить не одну ошибку на дороге. Большинство ДТП происходят именно из-за неумения человека мгновенно сориентироваться в ситуации и из-за опасного стиля вождения. Например, многие водители не держат дистанцию, увидев человека на обочине, не сбавляют скорость, опасаясь, что он бросится на дорогу. На перекрестках поздно замечают выскакивающие автомашины, при обгоне не успевают реагировать на внезапно перестроившуюся машину. Часто не ожидают опасности вне зоны видимости, и т.д.

Однако люди не прыгают с 10 этажа, так как знают, чем это закончится. Но превышают скорость при ограниченной видимости. Почему? Перед тем, как усвоить: падать больно, маленький ребенок падает крайне много. И эти многочисленные падения отбивают у него желание рисковать своим телом. Сидящие же за рулем просто не усвоили на уровне подсознательного: что опасно, а что нет. Если бы все водители чувствовали опасную скорость, то ограничения скорости не имели бы смысла. А если бы они думали на опережение, то аварий было бы много меньше. Развив же человеку эти способности, можно было бы вообще отказаться от ПДД. Но без виртуальных тренажеров этого не сделать.

Сейчас же средства регулирования дорожного движения развиваются по полностью ложному пути. Главной целью наблюдения за дорожным движением служит желание заставить соблюдать ПДД. В правилах видят панацею от всех бед. Однако есть страны, где ПДД соблюдают довольно сносно, но количество аварий там только растет с каждым годом. В России же женщины подчас исправно соблюдают ПДД, но именно они регулярно оказываются виновницами ДТП. Так как ПДД вовсе не гарантируют безопасность на дорогах. Человек может попасть в аварию, так как не рассчитал тормозной путь, скорость, не увидел опасность, а не нарочно нарушал ПДД. При разборе ДТП его действия можно признать неправильными в соответствии с правилами, но он-то не хотел их нарушать. В другой же ситуации движение в соответствии с правилами может оказаться опасным и привести к ДТП. Можно ехать по своей полосе, в то время как по соседней транспорт объезжает препятствие на обочине. Причем следование исключительно по своей полосе приводит в данном случае к опасному сближению и гораздо безопаснее сместиться на встречную, - что является нарушением правил.

Существующая же система наказаний, мягко говоря, неадекватна. Так, водитель может выехать на встречную полосу, на маленькой улице, где за несколько дней до этого установили знаки одностороннего движения и лишиться прав на полгода. Стритрейсер же может гнать на скорости 200 по встречной полосе и также получить наказание в виде лишения прав. Водитель может лишиться прав, проехав одним колесом по «сплошной» и не лишиться прав, ежемесячно попадая в ДТП.

Более того, ПДД приучают водителей нарушать правила. Так как на всех шоссе установлено неадекватное ограничение скорости в 90 км/ч, это вынуждает водителей на современных автомобилях ехать минимум 110 км/ч, так как данное ограничение не соответствует их возможностям. Однако нарушив однажды, большинство склонно повторять «удачный опыт», что и приводит к серьезным ДТП.

Но самое главное: политика угроз и принуждения, которая применяется как главный инструмент регулирования дорожного движения, изначально ведет к провалу, так как это - кнут без пряника.

Антон Вуйма

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
ДРУГИЕ СТАТЬИ АВТОРА
Станьте автором колонки
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях