33 тысячи погибших, 295 тысяч раненых. Основной возраст пострадавших — от 26 до 42 лет. Это не результаты боевых действий. Приведённые данные — статистика дорожных аварий за 2007 год. Вот уже во второй раз чиновники, бизнесмены, врачи, депутаты и даже шоумены собираются в Таврическом дворце Петербурга для того, чтобы поделиться своими мыслями и опытом по данному вопросу. Результатом же должны стать конструктивные предложения по изменению сложившейся ситуации. Мнения и доводы изучал корреспондент «Фонтанки».
«За 7 месяцев 2008 года нам удалось существенно сократить количество ДТП и пострадавших с помощью принятой программы безопасности дорожного движения. Так, за этот период произошло на 8,6% ДТП меньше, чем за аналогичный период прошлого года, на 11,5% снизилась смертность на дорогах, на 10,1% - число раненых и на 4,6% - детский травматизм», - эти данные министр внутренних дел Российской Федерации Рашид Нургалиев привел на втором международном конгрессе «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни», который проходил в Таврическом дворце. Глава МВД отметил: если не развивать программы безопасности, к 2020 году смертность вырастет на 67%. Вот и искали 2 дня выход из сложившейся ситуации гости конгресса.
Так, 7-кратный чемпион мира в гонках «Формула-1» Михаэль Шумахер убеждал собравшихся в том, что без нормальной удобной дорожной инфраструктуры безопасного движения нет и быть не может. Экс-генсек НАТО лорд Робертсон высказал мнение о том, что России помогает ужесточение ответственности за нарушение правил дорожного движения. А главный государственный инспектор РФ Виктор Кирьянов считает идеальной принятую правительством государства федеральную целевую программу «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», но считает, что на неё нужно выделять больше средств.
«Скорая помощь» на дорогах
«По статистике, в 70% случаев смерти во время аварии можно было бы избежать, если бы человеку вовремя была оказана медицинская помощь, - заявил спикер Совета Федерации Сергей Миронов во время общения с журналистами. - Я считаю, что нужно скорее переходить к вопросу строительства на трассах специализированных пунктов «on-line скорой помощи», чтобы врачи смогли вовремя приехать на место аварии и спасти человека». Слова спикера верхней палаты Федерального Собрания были тут же подхвачены министром внутренних дел. Рашид Нургалиев пообещал, что в рамках программы совершенствования безопасности движения на дорогах подобные станции скорой помощи, оборудованные вертолётными площадками, появятся на основных дорогах страны. Напомним, что ещё в конце января 2008 года Медведев, занимающий тогда должность первого вице-премьера правительства, говорил о том, что размещение на опасных участках трасс мобильных пунктов скорой помощи станет приоритетным направлением в развитии дорожной инфраструктуры России.
Однако свою нерадужную точку зрения по поводу решения этой проблемы высказал председатель комиссии Общественной палаты Российской Федерации по здравоохранению, директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонид Рошаль. По его словам, в настоящий момент в России нет соответствующей базы для того, чтобы хотя бы в обозримом будущем появились станции «on-line скорой помощи».
«Автомобили медицинской помощи не имеют даже минимального количества оборудования для того, чтобы спасти жизнь человека, пострадавшего в аварии. Кроме того, зачастую врач, выезжающий на место, не имеет соответствующей квалификации. И если в мегаполисах вроде Москвы, Петербурга или Екатеринбурга эта проблема в той или иной мере решается, то на станции скорой помощи, например, на Смоленщине, работает один-единственный фельдшер, который просто не знает, как поступать в той или иной ситуации», - рассказал Леонид Рошаль. А про медицинскую авиацию известный врач посоветовал «даже не упоминать» - по его данным, в настоящий момент количество специальных вертолётов и самолётов равняется нулю. «Да что далеко ходить, во всей Москве всего одно медучреждение имеет вертолётную площадку на крыше — здание моего института», - заявил доктор.
Снижать смертность на дорогах он предлагает путём обучения водителей и сотрудников милиции. У Леонида Рошаля два предложения : во-первых, пересмотреть программу обучения в автошколах и ввести там обязательный курс оказания первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП; во-вторых, заняться серьёзным обучением сотрудников ГИБДД медицинским навыкам. «Милиционеры на место происшествия всегда прибывают первыми. Все они должны иметь дипломы парамедиков, только так мы сможем спасти жизнь и здоровье пострадавших в авариях», - отметил директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии.
Права — экзамен или покупка?
О том, что нужно ужесточить правила получения водительских удостоверений, говорила и губернатор Петербурга Валентина Матвиенко, которая совместно с заместителем председателя правительства Игорем Шуваловым открывала круглый стол на тему «Опыт мегаполисов в организации дорожного движения».
«Знаете ли вы, как в Петербурге люди получают права? Я в свое время с третьего раза сдала экзамен, полгода учила правила, и до сих пор помню их наизусть. Сегодня же водительское удостоверение можно купить в любом переходе метро, а школы по подготовке водителей - не что иное, как дорогие конторы по штамповке прав», - посетовала она, обращаясь к первому заместителю правительства.
По мнению губернатора Северной столицы, основной причиной травматизма и смертности на дорогах Петербурга является именно культура вождения, поэтому к вопросу обучения водителей сейчас нужно подходить с особой тщательностью. Кстати, Валентина Матвиенко предлагает сокращать количество сотрудников ГИБДД на дорогах и, наконец-то, переходить к автоматизированной системе контроля движения. «Все мы за рубежом часто бываем. Часто ли вы видели там на улицах сотрудников полиции? А ездят все по правилам и культура вождения выше в разы!» - посетовала градоначальница.
Озабоченность подготовкой водителей высказал во время выступления на конгрессе и Сергей Миронов: «Особо хочу сказать о безопасности маршрутных такси, водителями которых являются гастарбайтеры. Многие из них плохо знают язык, не имеют лицензии, не понимают всю меру ответственности, которую они несут за жизнь людей...» - безальтернативно заявил спикер верхней палаты Федерального Собрания. Решение проблемы, по его мнению, то же — организовать качественную подготовку водителей и целенаправленно вести пропаганду культуры поведения всех участников дорожного движения.
Поговорили участники конгресса и об ужесточении наказаний за нарушения правил дорожного движения. Так, например, председатель комитета Совета Федерации по делам СНГ Вадим Густов считает, что нужно перенять опыт Голландии, - страна в прошлом году собрала 1 миллиард евро в виде штрафов с автомобилистов. «Бюджет обогащается, а водитель несколько раз подумает о том, стоит ли ему нарушать или нет. В итоге — процент смертности на дорогах гораздо ниже российского», - рассказал Густов.
Вот и поговорили
В общем и целом, сколько на конгрессе было участников, столько было и предложений по поводу пересмотра действующего законодательства, изменений дорожной инфраструктуры, новшеств в обучении водителей, в борьбе с пьянством за рулём и так далее. А вот как в действительности относятся VIP-персоны, собравшиеся на конгрессе, к ПДД, можно было наблюдать утром и вечером 17 сентября. Большая представительская машина едет по Шпалерной улице со стороны Смольного и, пересекая двойную сплошную полосу, заворачивает к зданию Таврического дворца, а сотрудник ДПС, козырнув, пропускает ее во двор. Кортеж из нескольких автомобилей, отъезжая от здания дворца, не обращая внимания на «красный» на светофоре, наплевав на пешеходов и машины, на бешеной скорости умчался в сторону Литейного проспекта. Это только две ситуации, которые видел своими глазами корреспондент «Фонтанки». Наверняка, в тот день на улицах города аналогичных было гораздо больше. Оно и понятно, для того, чтобы успеть обсудить все проблемы дорожной безопасности, нужно поспешить, не размениваясь на «мелочи», вроде других участников того самого дорожного движения.
Когда журналисты на одном из брифингов в рамках конгресса в лоб спросили у заместителя председателя Совета Федерации РФ Светланы Орловой о том, как она относится к такому поведению гостей Таврического дворца, она ответила следующее: «Я считаю, что должна быть создана специальная комиссия по борьбе с коррупцией, которая бы занималась, в том числе, и нарушениями правил дорожного движения. Всё правильно! Поведение чиновников должно быть примером для остальных и мы будем работать в этом направлении».
Александр Фролов
Сомнительная победа в дорожной войне
ПО ТЕМЕ