В прокат вышел высокобюджетный, но отнюдь не высокохудожественный, отечественный блокбастер «Новая земля» режиссера Александра Мельника – странноватый букет медийных лиц и жанров… Это дебют, а дебютанту хочется сказать все и сразу, а как потом это выстроить в один ряд, он пока с трудом понимает.
Ближайшее будущее: пенитенциарная система в глубоком кризисе, в тюрьмах мест нет, и человечество, объединив усилия, находит выход из положения в виде экспериментального проекта «Terra Nova». Две с половиной сотни осужденных на пожизненное заключение вывезены на необитаемый остров, снабжены некоторым количеством еды и предоставлены сами себе. В отсутствие надзирателей подавленные острым дефицитом еды, которую незамедлительно пожрал местный обитатель лемминг, господа (как они друг друга называют) заключенные (те, что остались в живых после небольшой драки, произошедшей сразу после высадки на берег и отъезда руководства в лице плохо говорящей и по-русски, и по-английски Ингеборги Дапкунайте и карикатурного спецназовца в исполнении Сергея Жигунова) быстро теряют человеческий облик, построив общество, основанное на собственных понятиях.
Ключевым моментом новой жизни, в которой есть стихийно самоизбранные надзиратели (сильнейшие) и заключенные (слабейшие), является игра под названием «Последний – мертвый»: иными словами, это гонка без препятствий, в которой проигравшему достается смерть, а победившим – ужин в лице мертвого проигравшего. Главный герой, зек Иван Жилин (по некоторым намекам, потерявший в авиакатастрофе семью и заваливший с горя кучу народа, включая диспетчера), человек с тяжелым взглядом и благородной сединой, благоразумно отделяется от товарищей в самом начале проекта, скрываясь в скалах и питаясь пойманными кайрами. Однако наступившая зима вынуждает его и примкнувшего к нему юного маньяка Сипу (оказавшегося в тюрьме из-за нездорового любопытства – вспарывал жертвам животы и разматывал кишки, пытаясь понять, как оно все устроено) вернуться в стаю, где верховодит рецидивист Обезьян, воплотивший в жизнь каннибальский вариант шоу «Последний герой». В рядах подчиненных уже зреет недовольство, и Жилину ничего не стоит поднять восстание, закончившееся сменой власти; но в этот момент на остров подвозят свежую партию – на сей раз американцев во главе с афроамериканской звездой Томми Листером. Драка, случившаяся немедленно, вышла из-под контроля, наблюдатели открыли огонь на поражение, а Жилин с группой товарищей поднял в небо найденный в горах самолет и попытался было улететь в светлое будущее…
Антиутопические сюжеты о том, что делается с людьми, предоставленными самим себе и вынужденными выживать, время от времени будоражат кинематографистов («Королевская битва», «Эксперимент»). Удачи случаются в основном у западных коллег, хорошо владеющих приемами жанрового кино. Освоение жанра в российском кинематографе идет тяжеловато, главным образом, потому, что здесь больше озабочены бюджетом, нежели результатом. «Новая земля» - детище продюсерской компании «Андреевский флаг», сделавшей себе негромкое имя на артхаусном проекте Марии Саакян «Маяк», а после примкнувшей к СТВ на фильме «Монгол». По слухам, в свободное от кино время, компания занимается богоугодными делами, что, вероятно, и позволило потратить на новый отечественный блокбастер 12 миллионов долларов (это очень большая сумма в наших краях). По словам продюсера Антона Мельника, основная часть бюджета ушла на гонорары звездам (каннский лауреат Константин Лавроненко, Дапкунайте, Башаров и Жигунов с Листером) и съемки на острове Шпицберген. Кроме того, снимали на Мальте, в Крыму и павильонах Мосфильма. Получилось красиво.
Крепкий сценарий Арифа Алиева, хороший артист Лавроненко в главной роли и фантастические виды Шпицбергена – этого достаточно, чтобы получилось еще и живенько, если режиссер не мешает в одном флаконе все признаки фильма категории «Б» и назидательный пафос масштабного кинополотна. Но это дебют, а дебютанту хочется сказать все и сразу, а как потом это выстроить в один ряд, он пока с трудом понимает. Поведение героев, даже учитывая их криминальный анамнез, кажется неубедительным. Крупные планы благообразного кавказского старца с четками в руках слишком навязчивы. Герой светских хроник Сергей Жигунов с автоматом в руках еще в самом начале создает эффект несерьезности происходящего. Марату Башарову сверхзадачу склеили при монтаже таким образом, что видно, как он откровенно плохо играет. Даже Лавроненко невыразителен – возможно, он и смог бы эффектно молчать и смотреть вдаль, чем занимается большую часть фильма, но монтаж, опять же, настолько неряшлив, что сбивает с ритма кинозал. Апогей безобразия – выстроенная зеками-каннибалами часовенка (где взяли иконы и досочки такие аккуратные?). Если Никите Михалкову не простили икон и летающих птичек, то режиссер Мельник-старший за такие дела и вовсе подлежит линчеванию. Тут ведь надо определиться: либо ты снимаешь «мочилово», либо воспитываешь.
Жанна Каренина,
Фонтанка. ру
Все смешалось в «Новой земле»
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ